Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Рабочей группы по ревитализации Генеральной Ассамблеи ООН

Уважаемый г-н сопредседатель,

Признательны за созыв сегодняшнего заседания по тематике отбора и назначения Генсекретаря и других административных руководителей ООН.

Резолюция 69/321 привнесла ряд нововведений в процедуру избрания Генсекретаря, нацеленных в том числе на повышение ее прозрачности и вовлеченности всех государств-членов. Россия приняла активное участие в согласовании резолюции. В перспективе готовы продолжать работать по разумной оптимизации существующего порядка.

Вместе с тем хотим подчеркнуть, что все идеи на этот счет требуют кропотливого изучения, в первую очередь на предмет строгого соответствия Уставу ООН. Речь, в частности, о статье 97 Устава ООН, согласно которой Генсекретарь назначается Генассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Также не следует забывать, что главная задача – избирать на пост Генсекретаря наиболее достойного кандидата. Стремление к излишней кодификации процедуры может иметь нежелательные последствия.

Это касается, например, предложения по установлению жестких сроков выдвижения кандидатур. Такая регламентация будет означать, что если после окончания срока подачи заявок появится достойный соискатель, то Совет будет не вправе рассматривать его кандидатуру в силу технических ограничений. Сложная ситуация возникла бы, если бы ни один из первоначальных претендентов не получил одобрения СБ. Считаем возможным сохранять гибкость в отношении временного периода, в течение которого Совет должен определиться с выбором. Да и опыт прошлого года показал, что кандидаты появлялись в течение всей кампании.

Нам по-прежнему представляются нецелесообразными формулировки, закрепляющие пост Генсекретаря за женщиной. А что если среди кандидатов будет только одна женщина? Получится, что выбора не будет ни у Совета Безопасности, ни у Генассамблеи. Решения должны приниматься, прежде всего, исходя из профессиональных качеств претендентов. Надо избирать лучшего из возможных, а его пол в этом смысле имеет лишь второстепенное значение.

Требования о большей «открытости» в процессе отбора кандидатов должны «уравновешиваться» пониманием деликатности момента – ведь речь идет как о личном престиже кандидатов, так и о престиже выдвигающих их государств. Например, разглашать итоги рейтинговых голосований, которые проводятся в СБ по претендентам, на наш взгляд, неуместно.

Использование в ходе предвыборной кампании «площадки» Генассамблеи не должно заслонять ее субстантивную работу. Считаем необходимым также избегать дублирования сценария слушаний кандидатов в Генассамблее и в Совете Безопасности.

Нынешнее количество и продолжительность сроков, на которые избирается Генсекретарь, оптимальны. Избрание Генсекретаря только на один срок позволяет определяться, достоин он переизбрания или нет. Неоднократно звучавшее ранее предложение об избрании его на единственный семилетний срок таит немалые риски. Усматриваем в нем попытку оторвать Генсекретаря от Организации. Сделать так, чтобы он работал сам по себе, без учета мнений государств-членов.

Уважаемый г-н сопредседатель,

При всей важности тематики избрания Генсекретаря увлекаться такими дискуссиями на данном этапе, по нашему твердому мнению, преждевременно. До следующих выборов Генсекретаря еще четыре с лишним года. К тому времени наши взгляды на эту тему могут еще не раз претерпеть изменения.

В отношении назначения других административных руководителей ООН хотели бы вновь обозначить наше неприятие монополизации некоторых постов представителями одних и тех же стран, а также необходимость соблюдения регионального баланса при подобных назначениях.

Благодарю за внимание.