Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя В.К.Сафронкова на встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по легкому и стрелковому оружию на Балканах

Г-н Председатель,

Прежде всего, следует отметить, что у нас всех есть согласованная программа действий ООН, которая должна соблюдаться неукоснительно всеми государствами-членами. Главный элемент этой программы – поощрение международного сотрудничества, в рамках которого должен осуществляться обмен наработанным опытом. Согласны с И.Накамицу, что требуется всеобъемлющий подход.

Российская Федерация последовательно выступает за повышение роли Организации Объединенных Наций в координации усилий международного сообщества, в т.ч. в сфере решения проблемы незаконной торговли ЛСО. Нелегальный оборот оружия остается основным источником подпитки террористических и экстремистских группировок, одним из ключевых факторов расширения и обострения локальных конфликтов, вооруженного насилия.

«Дорожную карту» для Балканского региона еще предстоит выполнять. Она рассчитана до 2024 г. Выводы и даже предварительные наблюдения делать еще рано. Но при этом нельзя забывать, что эта проблема была порождена вооруженными конфликтами на территории бывшей Югославии в 1990-х гг. и внешней интервенцией. Нельзя также забывать о том, что особенно остро проблема незаконного оборота ЛСО стоит в районах, где контроль правоохранительных органов над ситуацией ослаблен, имеется высокий уровень коррупции, безработицы, наблюдается обнищание населения, активно действуют организованные преступные группировки. В этой области дела не должны расходиться со словами.

Говорю это потому, что отдельную работу следует проделать в Косово. Царящий в крае «правовой вакуум» создает предпосылки, в том числе для террористической активности, вербовки и обучения боевиков, которые впоследствии отправляются в очаги конфликтов на Ближнем Востоке или совершают теракты в Европе.

Международное сообщество должно уделить этой проблеме большее внимание. Исходим из того, что Силы для Косово (KFOR), в которых участвуют военнослужащие из государств – организаторов нашей сегодняшней встречи, во исполнение своего мандата продолжат работу по изъятию излишков оружия у населения. В этой сфере требуется сотрудничество, а не угрозы или шантаж, уклонение от диалога и сотрудничества с международными сотрудниками, в т.ч. миссий ООН. Серьезно проблема распространения ЛСО стоит и в некоторых соседних с Косовcким краем государствах.

В то же время поддерживаем усилия Боснии и Герцеговины (БиГ) по укреплению контроля над ЛСО через уничтожение его излишков, дополнительную серию уже предпринятых мер, включая совершенствование законодательной базы в этой сфере. Рассчитываем на продолжение плотного сотрудничества БиГ с ООН и другими международными структурами.

Говоря о Балканах, нельзя, конечно, не сказать о Европе в целом. В данном контексте вызывает вопросы, в частности, соблюдение всеми странами ЕС «общей позиции», в которой предельно четко сформулированы критерии, обуславливающие неприемлемость передачи оружия. Данный документ запрещает выдачу лицензий на экспорт оружия, если это приведет к нарушению международного гуманитарного права, будет способствовать возникновению или обострению вооруженных конфликтов.

Благодарю Вас.