Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответные слова Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ ООН по ситуации в Венесуэле

Г-н Председатель,

Благодарим г-жу ДиКарло за ее брифинг.

У нас нет никаких сомнений в том, что сегодняшнее мероприятие созвано американской делегацией с единственной целью – продолжить дестабилизировать ситуацию в Венесуэле, навязывая этой стране свои подходы и рецепты решения проблем, с которыми она сталкивается в последнее время. Заседание, на котором мы все вынуждены присутствовать, – еще один элемент стратегии США по смене власти в Венесуэле. Сожалеем, что в эти нечистоплотные игры Вашингтон втягивает Совет Безопасности.

Тем не менее, раз уж мы все здесь собрались, хотел бы изложить наши принципиальные оценки происходящего. Давайте говорить откровенно: тема сегодняшнего заседания отнюдь не «ситуация в Венесуэле», как это пытаются представить организаторы. Кстати, сегодня Совет оказался разделенным по этому вопросу. Сегодня мы здесь рассматриваем самый, к сожалению, типичный случай того, что называется «угроза международному миру и безопасности, созданная угрозой применения силы против политической независимости государства». Авторы Устава ООН, в числе которых одними из основных, кстати, были США, пытаясь уберечь мир от подобного развития событий, поместили это предостережение в главу 2.4 Устава. Но эту книгу, видимо, в Вашингтоне давно не открывали.

В столь грубом вмешательстве США во внутренние дела очередного государства нет ничего нового – американцы не меняли и, судя по всему, не собираются менять свое отношение к Латинской Америке как к зоне исключительных интересов США, своего рода – «внутреннему дворику», в котором можно делать все что угодно без оглядки на интересы проживающих там народов. Речь идет о «реинкарнации» т.н. «Доктрины Монро», о чем в своем выступлении в ходе сегмента высокого уровня 73-й сессии ГА откровенно говорил Президент Д.Трамп. Еще в 1913 г. Вудро Вильсон рассуждал о том, как США собираются «научить республики Южной Америки избирать хороших людей». И вот сейчас эту «учёбу» проходит Венесуэла, осмеливавшаяся в течение последнего времени проводить независимую политику, не совпадающую с экономическими и политическими интересами «смотрящего» за Западным полушарием.

Я хотел бы процитировать слова еще одного американского президента, сказанные им в Конгрессе накануне создания Организации Объединенных Наций, одним из отцов-основателей которой он является. Он считал это своим главным политическим проектом и искренне верил, что ее создание способно обеспечить человечеству существование без войн и конфликтов. Это Франклин Делано Рузвельт. «Ялтинские соглашения должны положить конец односторонним действиям, сферам влияния, балансам сил и исключительным союзам, чего пытались достичь веками – но всегда безуспешно.»

К сожалению, реальная политика США в западном – и не только в западном – полушарии представляет собой разительный контраст с этими высокими и справедливыми идеалами.

Смена режимов – любимая геополитическая игра США.

Ни для кого не является секретом подрывная линия Вашингтона в отношении Никарагуа. Факт открытого вмешательства США во внутренние дела этого государства подтверждался постановлением Международного суда в Гааге в 1986 году в рамках дела об «Иран-контрас». Тогда США пытались финансировать никарагуанских повстанцев. Кубинцы прекрасно помнят вторжение в залив Свиней, чилийцы никогда не забудут роль США в свержении правительства Сальвадора Альенде. На наших глазах история попыток США навязать свою волю другим народам пополнится новой главой.

И это лишь немногое из того, что Вашингтон сотворил только в Латинской Америке. Народам Африки, Азии, Ближнего Востока, Тихоокеанского региона, да и Европе есть что добавить к этому списку. На этом фоне «высасывание из пальца» так называемых доказательств вмешательства в выборы в США, равно как и обвинения других стран в злонамеренной политике, выглядят не только абсурдно, но и смешно.

20 мая 2018 года венесуэльский народ вновь поддержал кандидатуру Николаса Мадуро в качестве президента государства, отдав ему почти 68% голосов. Предвидя такой сценарий, Вашингтон сделал максимум для того, чтобы изначально дискредитировать голосование, бросить тень на обновленные органы власти страны. В частности, имеется достаточно свидетельств о том, что на ряд оппозиционных кандидатов оказывалось жесточайшее давление с тем, чтобы они сняли свои кандидатуры и отказались от борьбы за пост президента.

В итоге, использовав как предлог бойкот части оппозиции, США и ряд их союзников приступили к реализации плана по свержению законной власти в этой стране. В этом, как мы знаем из американской прессы, принимали активное участие видные члены Конгресса США. Предпринятая «по горячим следам» попытка госпереворота не удалась, и тогда Вашингтон начал последовательно «раскачивать» ситуацию, действуя в том числе через Организацию американских государств (ОАГ) и ряд соседей Венесуэлы. Но, как известно, принять антивенесуэльскую резолюцию на заседании Постоянного совета ОАГ 24 января США продавить не удалось – в организации нет достаточной поддержки этим планам, что показательно.

Сейчас мы являемся свидетелями кульминации этих усилий, приуроченных к инаугурации законного президента страны. Экстремистски настроенные противники легитимной власти Венесуэлы, потерпев неудачу в попытках сместить Н.Мадуро, в том числе путем его физического устранения, избрали максимально конфронтационный сценарий противостояния – 23 января председатель Национальной ассамблеи провозгласил себя «врио Президента Венесуэлы». США и ряд других стран незамедлительно его признали, тем самым подтвердив, что они либо способствовали, либо напрямую приложили руку к искусственному созданию двоевластия, которое теперь грозит серьезной дестабилизацией внутриполитической ситуации. Советник по национальной безопасности Дж.Болтон сделал большевистское заявление об экспроприации всей венесуэльской собственности на территории США. Зато сторонникам оппозиции обещана финансовая помощь.

Мы решительно осуждаем тех, кто толкает венесуэльское общество в пропасть кровавой междоусобицы. США рисуют нам картину противостояния «режима Мадуро» народу Венесуэлы. Эта картина далека от реальной. Несмотря ни на что, лидер Венесуэлы пользуется очевидной поддержкой народных масс. Кстати сказать, по данным социологических исследований, проводившихся в октябре 2018 года одной из близких к оппозиции структур, Национальная ассамблея, лидер которой позиционируется теперь Вашингтоном в качестве президента, не пользуется поддержкой около 70% венесуэльцев.

Еще раз о выборах и осведомленности. Уважаемые представитель Соединенного Королевства говорил о stuffed ballot boxes, намекая на то, что выборы прошли нечестно. Для справки – в Венесуэле нет урн для голосования, потому что оно там электронное.

Поддерживая Венесуэлу, мы прежде всего выступаем против грубого попрания норм международного права, в частности, - положений Устава ООН, недвусмысленно осуждающих любое вмешательство во внутренние дела независимых государств. Более того, из уст американских руководителей звучат прозрачные намеки на применение силы в виде рассуждения о «всех опциях на столе».

Пользуясь присутствием Госсекретаря М.Помпео, хотим прямо у него спросить: означает ли это, что США готовы применить военную силу против суверенного государства под надуманным предлогом? Именно здесь, в этом зале должен прозвучать откровенный ответ: собирается ли Вашингтон в очередной раз нарушить Устав ООН?

Госсекретарь Помпео утверждает, что на стороне Н.Мадуро стоят только Китай, Россия, Куба, Сирия и Иран». Если бы он нашел время задержаться подольше в этом зале, он бы из первых уст услышал, каково истинное отношение подавляющего большинства стран к вмешательству во внутренние дела суверенного государства и политике, направленной на смену Видимо, Госсекретарь не осведомлен даже об арифметических раскладах и не знает, что внешнее вмешательство во внутренние дела суверенных государств не разделяет большинство международного сообщества. Если бы Госсекретарь нашел время задержаться подольше в этом зале, он бы из первых уст услышал, каково истинное отношение подавляющего большинства государств к политике по смене неугодных режимов.

Эти страны стоят не на «защите режима Мадуро», они стоят на защите международного права.

Возможно, в контексте усердно продвигаемой нашими западными коллегами концепции «порядка, основанного на правилах» такие действия по свержению неугодных режимов законны и даже ими приветствуются. Международное же право классифицирует такие акции однозначно как нарушение Устава ООН, в частности его главы 2.4. Мы считаем подобное поведение недопустимым, подрывающим принципы Устава ООН и элементарные нормы межгосударственного общения.

Хотели бы обратиться к нашим латиноамериканским коллегам. Понимаете ли вы, что в случае вашего попустительства таким действиям завтра на месте Венесуэлы можете оказаться любая латиноамериканская страна? Противозаконность того, что пытаются сделать с Венесуэлой, вопиюща, а руководство Организации американских государств «берет под козырек» и вслед за Вашингтоном «штампует» угрозы в адрес независимого государства.

Убеждены, что для решения венесуэльского кризиса нужно сделать несколько очевидных и простых шагов. Во-первых, прекратить иностранное вмешательство и «науськивание» лидеров оппозиции страны. Во-вторых, приложить все усилия для запуска внутринационального диалога и примирения. Решающую роль здесь могут и должны сыграть соседи Венесуэлы, знаем, что подобные инициативы уже выдвигаются. Наконец, в-третьих, воздерживаться от дискриминационных экономических мер в отношении этой страны. Ведь не секрет, что нынешний экономический кризис во многом спровоцирован действиями тех государств, кто больше всех кричит о страданиях венесуэльского народа.

Хотел бы внести поправку к тому, что сказал Генсекретарь Помпео. Мы не заблокировали заявление Председателя, предложенное США. Мы внесли в него конструктивные правки, которые, мы убеждены, безоговорочно поддержало бы большинство членов Совета, некоторые это уже сделали. Мяч сейчас на стороне американской делегации. Дело за ней. Но мы не уверены, что такое заявление, основанное на взвешенных оценках Генсекретаря ООН и подтверждающее суверенитет Венесуэлы, недопустимость вмешательства в ее внутренние дела, уважение к ее Конституции, это то, чего добивается делегация США.

Считаем как никогда важным понизить градус риторики, отказаться от угроз и ультиматумов, способствовать тому, чтобы в Венесуэле начался диалог в правовом поле и чтобы ситуация стабилизировалась.

Мы этому готовы способствовать.

Призываем к этому всех.

 

В ответ на выступление представителя Германии:

Г-н Председатель,

Поскольку уважаемый Постоянный представитель Германии значительную часть своего выступления посвятил диалогу лично со мной, я бы хотел это прокомментировать.

Превенция, превентивная дипломатия – это прекрасно. Конечно, кризисы лучше предотвращать, чем разрешать. Но разрешить этот кризис вы предлагаете своеобразно, выдвинув абсурдный восьмидневный ультиматум. Некоторым странам, правда, не потребовалось и 8 дней для того, чтобы отказать в признании законным властям Венесуэлы.

Вы полностью игнорируете суверенитет этой страны, навязывая ей устраивающие вас решения и отказывая в праве ее народу самому решать свои проблемы. Вы не призываете к нахождению взаимопонимания между политическими силами Венесуэлы в интересах обеспечения внутреннего мира и спокойствия. Вы призываете законные власти просто признать свое поражение и передать власть оппозиции.

То, чем вы занимаетесь, не называется превенцией. Это называется подстрекательство. Как бы вы отнеслись к тому, если бы Российская Федерация предложила обсудить в Совете Безопасности вопрос о ситуации во Франции и протесты «желтых жилетов», которых одних только вышло на улицы Франции в эти выходные 22 тысячи человек? Вы бы расценивали это как превенцию?

Я хочу успокоить уважаемого представителя Франции – мы этого предлагать не собираемся.

В отличие от вас, мы не собираемся кого-то признавать или не признавать. Хотя мы признаем законные власти Венесуэлы.

Мы призываем:

a) уважать законную власть;

b) не вмешиваться во внутренние дела суверенной страны;

c) не навязывать венесуэльцам решение извне, а помочь им самим разрешить свои проблемы мирным путем.

 

В ответ на выступление представителя США: 

Благодарю Вас, г-н Председатель, ведь я тоже не собирался выступать повторно. Но выступление Представителя США (кстати, хотелось бы понять, кто их в настоящий момент представляет) заставляет меня это сделать.

У России, в отличие от США, нет сателлитов. Венесуэла – это не наш сателлит. Куба – тоже. Мы вообще не пользуемся такой терминологией. В наших понятиях о внешней политике и дипломатии этого не существует.

Может быть я вас удивлю, уважаемый Представитель Соединенных штатов, но мы, когда обсуждаем какие-либо вопросы в Совете Безопасности, никогда никакую страну не пытаемся заставить действовать так, как мы хотим, как нам это нужно и выгодно. Мы всегда полагаемся на суверенитет любой страны, является ли она членом Совета Безопасности или просто выступает в этом зале. Мы опираемся на ее собственное мнение и ее собственную политику. Если это совпадает с нашими взглядами, мы очень этому рады. Если нет – мы исходим из того, что собственное мнение может быть у любого государства-члена ООН, как и его суверенное право вести суверенную внешнюю политику.

Но, к сожалению, нам известны многочисленные эпизоды того, как страна, которую вы представляете, не только использует своих сателлитов для продвижения своих интересов, но и «выкручивает им руки» для того, чтобы они следовали «маршем» в одном направлении с вами. Поэтому рассуждать о том, у кого есть сателлиты, а у кого их нет, я бы Вам не советовал.

 

По итогам заседания:

Сегодня в ходе своего выступления Госсекретарь Помпео утверждал, что позицию США разделяет большинство членов международного сообщества, и «режим Мадуро» поддерживают в его подсчете лишь пять стран, которые были перечислены. Мы посчитали выступавших сегодня, среди них одиннадцать стран латиноамериканского региона выступили в поддержку законного правительства Венесуэлы, десять – против. Барбадос сослался на совместное заявление карибских стан, в котором тоже говорится о невмешательстве во внутренние дела государств и уважении их суверенитета. Хотел бы обратить внимание, что речь идет о странах, которые не являются членами Совета Безопасности, мнения в котором тоже разделились.

Во-первых, это подтверждает то, что я говорил в моем выступлении когда в зале еще находился Госсекретарь Помпео, а именно – мир в этом вопросе не так един, как ему кажется. В нашем представлении большинство как раз на стороне тех, кто выступает в поддержку суверенитета Венесуэлы, ее независимости, территориальной целостности и невмешательства в ее внутренние дела. Во-вторых, этот расклад демонстрирует, что американская делегация и их союзники не добились цели, которую ставили.

Зачем же тогда мы проводили это заседание? В этом смысле оно было полезным, потому что показало нашим американским коллегам, как мировое сообщество в действительности относится к тому, что происходит в Венесуэле. Мы хотели бы вновь заявить – не надо нагнетать обстановку вокруг Венесуэлы. Прекратите угрозы и угрозы применения силы против этой страны. Оставьте в стороне эти смешные ультиматумы. Восемь дней. Что такое восемь дней? Почему не семь? Почему не тридцать? Кто придумал эту формулу, и откуда взялся этот гениальный ум, который изобрел эту формулировку?

Дайте возможность венесуэльцам самим решить свои проблемы. Если можете помочь им в этом, то помогите. Но не ставьте им «палки в колеса» на этом пути.

Приветствуем инициативы Мексики и Уругвая, которые предложили сегодня свои добрые услуги по налаживанию диалога между властями и оппозицией в Венесуэле и призываем всех подключиться к этому процессу с добрыми намерениями, а не с теми, которые некоторые сегодня продемонстрировали.