Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.Р.Богуславского на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 122

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за созыв сегодняшнего заседания. Вопрос реформы Совета Безопасности ООН является не только одним из важнейших, но и наиболее сложных в повестке дня всемирной Организации. Это обусловлено тем, что речь идет об органе, который в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Поздравляем постоянных представителей Люксембурга и Объединенных Арабских Эмиратов с назначением на должность сокоординаторов межправительственных переговоров.  Рассчитываем, что их деятельность будет строиться на основе принципов беспристрастности и максимального учета мнений всех государств- участников процесса. Благодарим постпредов Грузии и Объединенных Арабских Эмиратов за работу на этом посту в течение прошлой сессии ГА.

Г-н Председатель,

Сегодняшнее заседание положит начало дискуссии по реформе СБ на 73-й сессии Генассамблеи. Обсуждение этого вопроса идёт не первый год. Состоялось в общей сложности четырнадцать раундов межправительственных переговоров. Государствам-членам в чем-то удалось продвинуться на реформенном направлении, однако универсальное решение, которое могло бы удовлетворить большинство, пока не просматривается.

Подходы основных игроков на "реформенном поле" по-прежнему существенно различаются, подчас диаметрально. В таких условиях мы не видим альтернативы продолжению в ходе текущей сессии Генассамблеи терпеливой, пошаговой работы по сближению переговорных позиций.

Наша позиция хорошо известна. Россия как постоянный член Совета Безопасности отмечает необходимость придания этому органу более представительного характера, прежде всего, за счет развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. Однако усилия в этом направлении не должны сказываться на способности Совета эффективно и оперативно реагировать на возникающие вызовы. В этом контексте мы выступаем за сохранение компактного характера состава Совета Безопасности. Его оптимальный численный состав не должен превышать "чуть более двадцати" членов (low twenties).

Для нас неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Применение вето или угроза его применения не раз избавляли ООН от ассоциирования с сомнительными авантюрами.

Г-н Председатель,

Процесс реформирования Совета Безопасности должен быть "собственностью" всех без исключения государств-членов, а его итоговая формула – пользоваться максимально широкой поддержкой членов Организации. Если не удастся достичь в данном вопросе консенсуса, то в любом случае политически следует гарантировать поддержку значительно большего числа государств-членов, чем юридически необходимое большинство в две трети голосов Генассамблеи.

Убеждены, что вопрос реформы Совета Безопасности не может быть решен только "арифметическим путем" за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета и эффективности Совету Безопасности и уж точно не послужит укреплению всемирной Организации. Как раз наоборот.

При этом мы готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения состава Совета Безопасности, включая основанное на компромиссе т.н. промежуточное решение, если он будет опираться на самое широкое согласие в ООН.

Г-н Председатель,

Прогресс в реформировании Совета Безопасности не может быть достигнут через навязывание государствам-членам каких-либо "координаторских текстов", переговорных документов или иных не согласованных со всеми участниками процесса инициатив. Предыдущие сессии ГА показали тщетность и опасность попыток форсированного решения реформенного вопроса без оглядки на широкую поддержку государств-членов. 

Прогресс в реформе СБ будет зависеть только от политической воли государств-членов и их готовности достичь разумного компромисса. Призываем всех следовать этому основополагающему принципу.

Рассчитываем, что усилия Председателя Генассамблеи и сокоординаторов переговоров будут направлены именно на оказание максимального содействия переговорам при том понимании, что "собственность" в этом процессе остается за государствами-членами.

Такая кропотливая работа должна проводиться в спокойном, транспарентном и инклюзивном ключе без произвольных временных графиков. Нам всем важно отдавать себе ясный отчет в том, что в этом деле не может быть места искусственным срокам, а также попыткам решить данную комплексную проблему одним росчерком пера.

Тем более мы не хотим того, чтобы в условиях современной турбулентности международных отношений межправительственные переговоры создавали новые разделительные линии между государствами.

Благодарю Вас.