Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Косово

Г-н Председатель,

Приветствуем участие в заседании первого Вице-премьера и Министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича и разделяем высказанные Вами, уважаемый г-н Министр, серьезную озабоченность положением дел в Косово.

Также благодарим Спецпредставителя Генсекретаря, главу Миссии ООН по делам временной администрации в Косово Захира Танина за информативный брифинг о ситуации в крае. В целом разделяем содержащиеся в нем оценки. Благодарим также заместителя Генсекретаря по правовым вопросам Мигеля Суареша за сделанные пояснения. Внимательно выслушали выступление г-жи Влоры Читаку. Ее, честно говоря, благодарить не за что, разве что за красноречивый пример лжи, инсинуаций и разжигающих ненависть расистских исторических фантазий, недостойный зала заседания Совета Безопасности. И это вместо того, чтобы попросту извиниться за разбойничьи действия своих соотечественников, чего многие из нас, честно говоря, ждали.

Несмотря на то, что события на севере Косово 28 мая с.г. не вошли в рассматриваемый доклад Генерального секретаря ООН о положении дел в крае, считаем вполне логичным, что на сегодняшнем заседании именно им было уделено приоритетное внимание. Слишком уж вопиющими были противозаконные действия обнаглевших косовских властей.

Под надуманным лозунгом борьбы с оргпреступностью косовоалбанский спецназ вторгся в сербонаселённые муниципалитеты севера Косово. В результате было арестовано 28 человек, преимущественно полицейских сербской национальности. Был избит и задержан сотрудник миссии ООН в Косово гражданин Российской Федерации Михаил Краснощёков, который выполнял служебное задание.

Только что г-жа Читаку подала нам совершенно лишенную здравого смысла версию действий сотрудника МООНК Михаила Краснощёкова, фамилию которого в Приштине даже не потрудились правильно написать. Получается, что он валил деревья для баррикад, аккуратно положил бензопилу в багажник, встал перед баррикадами и еще отказался предоставлять удостоверение сотрудника МООНК. Вы сами-то верите в подобный бред? Понятно, что идет расследование, но я тем не менее хотел бы задать лишь два вопроса г-ну Танину: предъявлял ли Михаил Краснощёков удостоверение сотрудника МООНК и были ли ему нанесены побои. Г-жа Читаку только что убеждала, что таковых не было. Между тем у нас есть большое количество фотографий, подтверждающих обратное. Кстати сказать, в интернете есть достаточно много видеофайлов, которые показывают безнаказанные и разбойничьи действия косовского спецназа. Буду признателен Вам за ответы.

Хотели бы напомнить, что в ходе диалога Белграда и Приштины при участии и поддержке Запада было достигнуто понимание, что косовский полицейский спецназ, вооружённый длинноствольным оружием, на сербонаселённый север входить не будет. Это было своего рода «джентльменское соглашение», не оформленное на бумаге. Однако на протяжении последних лет такие «вторжения» происходят снова и снова при полном попустительстве международных Сил для Косово, имеющих необходимый мандат Совета Безопасности ООН по обеспечению мира и безопасности в крае.

Считаем, что данные действия носили целенаправленный, провокационный и демонстративный характер. Подобное рвение в борьбе с криминалом ранее приштинским властям было не свойственно. Момент для атаки выбран не случайно. Как раз накануне президент Сербии Александр Вучич, выступая в Парламенте, обозначил готовность к выработке компромиссного решения косовской проблемы. Косовоалбанские власти, тем не менее, решили показать, что они и так «хозяева» на севере края. К слову, там за неделю до этого с огромным перевесом на муниципальных выборах победил «Сербский список», а отнюдь не албанские партии. Попытка легально овладеть севером провалилась, и в ход пошел второй, силовой вариант.

Люди на Балканах очень хорошо помнят события 1990-х гг. Достаточно одного неосторожного слова или жеста, чтобы снова пролилась кровь и тлеющий конфликт разогрелся с новой силой. Зачем было нужно сознательно провоцировать такую ситуацию?

Западные покровители Косово практически оставили без внимания эту агрессивную акцию, включая грубейшее преднамеренное нарушение иммунитета сотрудника ООН. Наши американские коллеги сегодня даже не смогли выдавить из себя пару слов в защиту иммунитета сотрудников ООН. Между тем только что Приштина устами г-жи Читаку недвусмысленно дала понять, что не намерена уважать ооновский иммунитет и в дальнейшем. Его размывание чревато тяжелыми последствиями и для самой организации, и для её членов. Я думаю, мы все это прекрасно понимаем. Если спустить это на тормозах сейчас, в подобной ситуации в будущем могут оказаться ооновцы и в других уголках мира, и тогда апеллировать к универсальным дипломатическим нормам уже будет поздно.

Приштина развернула агитационную кампанию, нацеленную одновременно против ООН и России. Мотивы понятны – поставлена задача, с одной стороны, дискредитировать МООНК и добиться ее закрытия. С другой – утверждать «государственность» любой ценой. Так называемый «МИД» Косово – объявляет М.А.Краснощёкова персоной нон-грата. Как сегодня уже подчеркивалось, данная процедура неприменима к сотрудникам ООН – она используется государствами только в двусторонних отношениях.

Но и в таком случае косовары не имеют права поступать подобным образом, поскольку не обладают международной правосубъектностью. Очевидно, знание международно-правовых нюансов не самая сильная сторона косовских чиновников.

В миссии ЕС в области верховенства закона в Косово посоветовали доверить расследование инцидента самой же косовской полиции, которая, как мы понимаем, сама же и является его виновником. Предложение искать правды у косовских полицейских-беспредельщиков, которые сознательно, избивая ооновца, попрали все писаные и неписаные нормы, а затем занялись фальсификацией картины событий при поддержке и участии высших руководителей Косово, звучит абсурдно и издевательски. Это обесценивает роль ЕС в Косово, его претензии на содействие обеспечению там верховенства права.

Хотели бы обратить внимание, что провокация с российским гражданином, работающим в МООНК, происходит не впервые. Ранее под сфальсифицированным предлогом косовская полиция задерживала российскую стажёрку в МООНК. А теперь так называемый «МИД» Косово обращается к Генсекретарю ООН с просьбой сократить ооновское присутствие, которое, дескать, себя дискредитирует, и просит провести пресловутый обзор Миссии. Всё это – звенья одной цепи. Такими же заходами Секретариат кулуарно обрабатывают и представители некоторых государств – постоянных членов Совета Безопасности, и нам об этом известно. В ход идут модные сейчас на Западе, но не имеющие никаких оснований под собой измышления о так называемых «русских шпионах». Мы решительно отвергаем такие нечистоплотные комбинации. Мандаты миротворческих миссий должны рассматриваться за столом Совета Безопасности, а не переписываться в кулуарах.

Г-н Председатель,

Многолетнее потакание приштинским властям со стороны Запада привело к тому, что они демонстративно не подчиняются своим покровителям. Так называемое Косовоалбанское «правительство» во главе с Рамушем Харадинаем придерживается курса на обострение кризиса и к предметному разговору явно не готово. Призывы из Брюсселя к нормализации отношений, обращённые почему-то к «двум сторонам», только усиливают у одной стороны ощущение вседозволенности, провоцируют к максималистским, не предполагающим компромиссных развязок подходам. До сих пор остаются в силе введённые Косово в ноябре 2018 года 100-процентные пошлины против товаров из Сербии и Боснии и Герцеговины. В том же контексте рассматриваем и принятую так называемой «ассамблеей» Косово 16 мая резолюцию о «сербском геноциде», которая лишь способствует разжиганию ненависти между двумя народами.

Вся эта цепь «судорожных» антисербских акций имеет целью преодолеть внутриполитический тупик, в котором перманентно находится Косово, является отражением межклановых разборок в Приштине, о чём недвусмысленно говорят и сами представители отдельных политических сил косовских албанцев.

По-прежнему настаиваем на том, что принятое 14 декабря 2018 года так называемым «парламентом» края решение о трансформации Сил безопасности Косово в полноценную «армию» грубо нарушает резолюцию Совета Безопасности ООН 1244, которая содержит абсолютно чёткое требование о демилитаризации любых вооружённых групп косовских албанцев, допуская нахождение на территории Косово исключительно международных сил. Отмечаем непрозрачность деятельности натовского военного объекта «Бондстил» в крае. Какова истинная цель существования этой базы? Может быть, «ползучее» втягивание Косово в НАТО?

Российская позиция по косовскому урегулированию хорошо известна: мы выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного и взаимоприемлемого решения на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1244. Форсирование так называемой «окончательной нормализации» между Белградом и Приштиной, увязывание её какими-либо искусственными сроками считаем деструктивными. Устойчивое решение косовской проблемы невозможно без одобрения не только заинтересованных сторон, но и Совета Безопасности ООН, т.к. речь идёт о вопросе обеспечения международного мира и безопасности.

Альтернативы диалогу между Белградом и Приштиной нет. В этой связи хотел бы напомнить о ключевой договорённости, достигнутой в его рамках, а именно о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово, которую косовоалбанские власти на протяжении уже шести лет саботируют. Выполнение этого ключевого элемента первого соглашения о принципах нормализации отношений между Сербией и Косово, подписанного 19 апреля 2013 г. в Брюсселе, – главный индикатор возможности дальнейшего ведения каких-либо предметных дискуссий.

Обращаем внимание Секретариата ООН на необходимость тщательно отслеживать развитие ситуации, которая, как показывают вышеизложенные факты, требует взыскательного международного пригляда.

Г-н Председатель,

Нам также очевидно, что после сегодняшнего заседания оказались полностью посрамлены те, кто, вопреки здравому смыслу и деградации ситуации «на местах», настаивает на сокращении времени, отводимого для обсуждения косовской тематики в Совете Безопасности. Наше обсуждение лишний раз подтвердило, что без пристального внимания со стороны Совета Безопасности косовоалбанские власти окончательно уверуют в свою безнаказанность и вседозволенность. Это рискует подтолкнуть регион к новому кровопролитному противостоянию, в котором ни члены СБ, ни руководство Сербии, ни соседних государств не заинтересованы.

Благодарю за внимание.