Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи
 в ходе внеочередного заседания СБ ООН по Украине

Г-н Председатель,

Я смотрю, вы опять переворачиваете свои чудесные часы. Я хочу Вам сказать, что это не поможет Вам ни повернуть время вспять, ни изменить прошлое. Кстати, я не заметил этих часов на открытых дебатах по сексуальному насилию в конфликте. Или только сексуальное насилие в конфликте можно обсуждать бесконечно, часов не наблюдая? Я, конечно, благодарю бриферов за сегодняшний брифинг, но, откровенно говоря, не понял, какое отношение эти брифинги имели к тому вопросу, который по просьбе украинской стороны привел нас в этот зал сегодня, как этот вопрос соотносится к Минским соглашениями, хотя в тех оценках, которые прозвучали из уст госпожи Мюллер и господина Сайдика, они имеют отношение к обсуждению этого вопроса, потому что они рассказывают об удручающем положении, в котором находятся многие украинцы и жители отдельных районов Донецкой и Луганской области, не подконтрольных официальному Киеву.

Я не буду скрывать, что нас удивила инициатива созыва сегодняшнего заседания со стороны наших украинских коллег, с ходу поддержанная германским председательством. Ведь нам придется говорить о весьма нелицеприятных для Украины вещах, действиях, в результате которых 4 млн. граждан страны, Украины по сути оказались вне закона, их существование упорно не замечается западной частью мирового сообщества. О таком, конечно, было бы лучше стыдливо помалкивать, а не выставлять напоказ перед всем миром, но раз вы настаиваете, давайте об этом поговорим, хотя, конечно, этот вопрос не представляет никакой угрозы миру и безопасности.

Послушав наших западных коллег, можно составить ложные впечатления о том, что Россия насильно заставляет жителей Украины менять гражданство, и при этом, конечно же, ну как же без этого, «нарушает» Минские договоренности. Хочу все-таки еще раз спросить у вас: какой пункт Минских договоренностей мы нарушили? Вы читали Минские договоренности? Каких только абсурдных обвинений мы сегодня не услышали! Давайте мы вам расскажем не идеологизированную и недостоверную версию, которую вы нам предлагаете, а реальную.

Президент России подписал указ, в соответствии с которым жителям самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик предоставляется возможность получения гражданства России в упрощенном порядке. Для этого им не требуется, вы слышите меня: не требуется, отказываться от гражданства украинского. С учетом того, что процесс разработки и принятия данного указа осуществлялся транспарентно и начался далеко не вчера, нет никаких оснований для утверждений, что указ Президента России было якобы приурочен к какому-либо событию или является неким сигналом для кого-либо.

По данным МВД России, в период с 1 апреля 2014 года по 2 апреля 2019 года на территорию Российской Федерации въехало и осталось 925 548 граждан из юго-восточных областей Украины. А всего на территории России находятся 2,3 миллиона украинцев. По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации за этот период обратилось свыше 334 тыс. граждан Украины. Эти цифры свидетельствуют о наличии высокой потребности в российском гражданстве среди лиц с юго-востока Украины, поставленных Киевом в невыносимые жизненные условия.

Иными словами, данной законодательной инициативой Россия отвечает на чаяния многих тысяч людей. Не мы их насильно делаем российскими гражданами, а они сами к этому стремятся. Мы лишь предоставляем такую возможность и значительно облегчаем этот процесс.

Почему это было сделано? Пять лет продолжается конфликт на Донбассе. Пять лет жители Донбасса лишены возможности реализовать свои права и свободы человека на Украине. Они были лишены права голосовать на состоявшихся выборах Президента. С 2017 года ужесточена и узаконена социально-экономическая блокада Донбасса, которая де-факто осуществляется с 2015 года. Пять лет официальный Киев саботирует выполнение Минских соглашений, подменяет, перелицовывает и извращает их содержание. Пять лет Киев называет жителей Донецка и Луганска террористами и сепаратистами. Вы говорите о Минских соглашениях, которые большинство из вас не читало. (п.7. и п.8.)

Я вам зачитаю два пункта из этих соглашений.

Пункт 7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

Пункт 8. Определение модальности полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплаты пенсий и иные выплаты. Поступление, доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины. В этих целях Украина восстановит управления сегментов своей банковской системы в районе затронутых конфликтом и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких периодов. Ничего этого не произошло.

Нам очевидно, что многим из вас люди, проживающие на Донбассе, не интересуют. Вам гораздо выгоднее заслонять ежедневные страдания и лишения баснями о мифической российской агрессии, списывая на нее все и вся. Вы не замечаете того, что жители Донецка и Луганска все эти годы выживали вопреки тому, что вы делали. Их лишили источников дохода, возможности получать, как положено другим украинским гражданам, пенсии и пособия. Если бы не Россия, не бросившая попавших в беду не чужих нам людей на произвол судьбы, несмотря на все угрозы и санкции с Запада, эти люди не выжили бы. При этом, все это время они питали надежду на то, что киевская власть все-таки выполнит Минские договоренности, и на их землю придет долгожданный мир.

Но за пять лет ничего не изменилось, и делать вид, что это не так, мы больше не можем. Пять лет – вполне достаточный период для того, чтобы сформулировать свое отношение к такому чувствительному и важному гуманитарному вопросу. Дончане и луганчане заслужили возможность вновь оказаться под надежной опекой и социальной защитой государства. Они, как и все мы, сидящие в этом зале, рассчитывают на реализацию своих законных прав и прав своих детей на образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и других, закрепленных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Украинское государство ничего этого им не предоставляет. Поэтому мы вынуждены были предложить им наше содействие. При этом никто ни у кого ничего не отбирает, наоборот – мы сознательно берем на себя большую экономическую и социальную нагрузку. И может быть пожилым людям, о которых говорил господин Сайдик, возможно, теперь не придется пересекать контактную линию, чтобы получить с риском для жизни свою мизерную пенсию на подконтрольной официальным властям территории. Однако вместо слов похвалы мы слышим сегодня от наших западных коллег лишь лицемерные и избитые обвинения в агрессивных действиях и злокозненных планах России в отношении Украины.

Указ, о котором сегодня речь, подписан на основании статьи 14 федерального закона «о гражданстве Российской Федерации», которая предусматривает возможность приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Это никак не противоречит российскому законодательству. Согласно части первой статьи 29 федерального закона Президент Российской Федерации в гуманитарных целях вправе определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Кроме того, наши действия вписываются в общую преобладающую линию на упрощение миграционных процедур, правил приобретения разрешений на проживание и гражданства.

Вот, например, государства Евросоюза в 2017 году предоставили защиту более чем 300 тыс. просителям убежища – сообщает нам Евростат. Хотел бы напомнить, что предоставление гражданства является суверенным правом государства. В соответствии с Европейской конвенцией о гражданстве 1996 года каждое государство имеет право определять в своем законодательстве, кто является его гражданами. В преамбуле к этому международному договору зафиксировано, что в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц.

Статья 15 Всеобщей Декларации прав человека гласит: никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Мы знаем, что в своем выступлении скажет Владимир Юрьевич: что это «вмешательство во внутренние дела Украины, вопиющее нарушение международного права и российской Конституции, ползучая аннексия территории Донбасса, создающая возможность оспаривать его принадлежность».

Я хочу сразу ему ответить: Владимир Юрьевич, это всё не соответствует действительности. Во внутренние дела Украины мы не вмешиваемся и «ползучей аннексией» не занимаемся. Мы лишь даем возможность людям наконец-то кардинально решить жизненно важные для них проблемы, потому что киевская власть эти проблемы решать отказывается, тем самым нарушая Минские соглашения.

А люди сами решат, воспользоваться им этим или нет. В конце концов, сотни тысяч украинцев еще до выхода этого Указа подавали заявления о приёме в российское гражданство. Мы их никогда не отталкивали, сейчас же просто упростили для наиболее уязвимых из них этот процесс. Для Киева же количество обращений за гражданством нашей страны станет лакмусовой бумажкой и референдумом об отношении к себе жителей Донбасса. Именно этого, похоже, нынешняя власть в Киеве и опасается. Еще раз хочу особо подчеркнуть, что Россия не навязывает гражданство жителям Донбасса, а предоставляет им возможность добровольно и самостоятельно обратиться в установленном порядке в компетентные органы на территории России, при этом сохранив украинское гражданство.

Мы всерьез и искренне рассчитываем, что новая украинская власть изменит не только риторику предыдущей власти в отношении Донбасса и его жителей, яркой иллюстрацией которой являются избитые штампы сегодняшнего заявления МИД Украины, но и предпримет реальные шаги для выполнения Минских соглашений и учета интересов своих граждан, проживающих на юго-востоке. Если это будет так, мы будем только рады.

 

Ответное слово после выступления представителя Украины: 

Г-н Председатель,

Прежде всего, я хочу спросить Вас, как Вы смогли достать наш секретный дипломатический учебник. Практически читали из него. Я узнаю по своим годам в МГИМО – все так и было. Именно это там и написано. Я потом еще расскажу Вам, что там есть.

Я хотел бы поделиться своими ощущениями, которые у меня возникли после выступлений наших западных коллег, а также Владимира Юрьевича, тем более он задал мне прямой вопрос. Я хочу на него ответить.

По большому счету, мы сегодня не услышали ничего нового. Все те же избитые и безосновательные обвинения. И даже откровенное передергивание фактов – меня особенно позабавило, что, оказывается, Россия заблокировала «пасхальное» перемирие на Донбассе. Об этом лучше знает г-н Сайдик, он принимал участие в заседании Контактной группы. Я не буду его сегодня спрашивать о том, сколько российских военных он увидел на Донбассе с тех пор, как мы в последний раз с ним встречались. Я этот вопрос не буду задавать. Но вот вопрос о том, отчего не было достигнуто «пасхальное» перемирие между сторонами, я бы ему задал.

По итогам сегодняшней дискуссии у тех, кто за ней наблюдает, может сложиться впечатление, что ничего не изменилось. А между тем, за последний месяц изменилось очень многое – я хочу об этом напомнить. Украинский народ категорически, с «разгромным счетом», отверг все то, что делал президент Порошенко в течение этих пяти лет – на Украине и в отношениях с Россией. И никакие попытки переломить эту ситуацию привычной для Порошенко лживой антироссийской риторикой эту ситуацию не изменили. Это свидетельство того, что украинский народ высказался ясно: он действительно желает перемен, он хочет нормальных отношений с Россией, он хочет достойной жизни, мирного будущего для своих детей. Он устал от попыток списать все беды Украины на Россию, чем, собственно говоря, президент Порошенко все годы своего правления и занимался.

Украинскому народу нужны реальные дела, реальные шаги к миру, которые подразумевают реальный диалог с населением Донецка и Луганска. В этом суть урегулирования любого конфликта – прямой диалог конфликтующих сторон, от чего украинская сторона последовательно отказывалась все это время. Ключи от решения украинских проблем находятся в Киеве, а не в Москве, и в западных столицах, которые позволяют Киеву саботировать Минск.

Что касается риторических цветов, которые вы предложили послать новоизбранному президенту Зеленскому, г-н Председатель, то пока цветы посылать рано. Сигналы, которые исходят от победившего на выборах президента Зеленского, пока противоречивы.

Мы искренне заинтересованы в том, чтобы он предпринял реальные шаги по урегулированию ситуации, но по делам узнаются намерения, а не заранее. Поэтому мы будем смотреть за тем, как он будет реализовывать объявленное им желание изменить ситуацию на Донбассе. Будем смотреть, будет ли он придерживаться Минских соглашений или же придумывать новые форматы, как это сделать, – время покажет.

Что касается вопроса, который мне задал Владимир Юрьевич, - наверняка он знает о том, что в России сотни тысяч людей имеют второе гражданство. Кстати говоря, он прекрасно знает о том, что некоторые соседи Украины раздают украинцами неукраинского происхождения паспорта своих стран. И таких роздано уже сотни тысяч. Так вот, в России сотни тысяч граждан, если не миллионы, имеют второе гражданство. Это известно и у нас в стране, и во всем мире. Мы не будем лишать их права, если кто-то предложит им гражданство другой, сопредельной или не сопредельной страны, этим правом воспользоваться. Я еще раз хочу подчеркнуть: никто не будет заставлять, как сказал Владимир Юрьевич, этих людей получать российские паспорта. Это будет их добровольный выбор. Никто их на «веревочке» в российские органы внутренних дел для выдачи паспортов тянуть не будет.

Еще раз хочу сказать, что им предоставлено право сохранить свое украинское гражданство. Это гуманитарная мера – прошу Вас всех это понять. В России искренне хотят мира и заинтересованы в процветании стабильной братской Украины. Именно на это, собственно говоря, направлен подписанный указ Президента. Для того, чтобы обеспечить тем гражданам, которые оказались в ужасных условиях, в бедственных условиях проживания, возможности для социальной защиты, для развития, для того, чтобы они могли учиться, их дети могли учиться в образовательных учреждениях России наравне с российскими гражданами. Он не касается Минских договоренностей и никоим образом не мешает Украине, Донецку и Луганску эти договоренности выполнить. Это возможно при наличии политической воли.

Благодарю.