Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на пленарном заседании ГА по пункту повестки дня 34(а), «предотвращение вооруженных конфликтов»

Г-н Председатель,

Мы высоко оцениваем попытку наших коллег из нескольких стран-членов ООН попытаться хоть немного сбалансировать одиозный украинский проект. Понимаем их стремление внести объективность хотя бы в один элемент украинского проекта, касающийся оценок инцидента в Керченском проливе 25 ноября.

Думаю, сегодня многие уже убедились в истинных целях этой откровенной провокации, устроенной Киевом для достижения двух основных задач. Во-первых, остановить свободное падение рейтингов нынешней майданной власти, прежде всего – президента Порошенко, стремящегося во что бы то ни стало переизбраться на второй срок. Во-вторых, в нарушение принятых в ГА норм работы принять откровенно политизированную, антироссийскую резолюцию. То есть, сегодня мы с вами присутствуем на своего рода апогее этих усилий, получивших «зеленый свет» со стороны западных стран в ходе Совбеза ООН 26 ноября с.г.

Хочу напомнить, что 25 ноября, накануне, три украинских военных судна нарушили правила мирного прохода через территориальные воды России в Черном море (причем в той зоне, которая была российской еще до 2014 года) и взяли курс на Керченский пролив. Эти корабли не реагировали на законные требования служб охраны границы, совершали опасные маневры и создавали угрозу для нормальной навигации. Для справки: в этот момент в прилегающей акватории находилось 166 гражданских судов.

Нарушение украинскими кораблями суверенитета России не оставило российским пограничникам иного выбора, кроме применения силы. В такой ситуации погранслужба любой страны обязана была бы поступить так же.

При этом наши ребята проявили высокий профессионализм, благодаря которому удалось избежать жертв. Троим легко раненым осколками корабельного оборудования украинским военнослужащим оказана необходимая медицинская помощь, угрозы их жизням нет. Все члены экипажей (24 человека) арестованы решением суда, к ним имеют доступ украинские консулы. Задержанные корабли находятся в порту Керчи. Возбуждено уголовное дело. Ведется следствие. Мы намерены юридически подтвердить провокационный характер действий украинских властей и оформить это документально.

Действия Украины в Черном море сами по себе являются нарушением Устава ООН и норм международного права, в том числе Конвенции по морскому праву 1982 года. Её статьи 19 и 21 вполне конкретно определяют правила мирного прохода и права прибрежного государства на обеспечение своей безопасности.

Если после таких разъяснений у кого-то остаётся неясность, добавлю. Инцидент 25 ноября не был случайностью. Военные суда Украины намеренно заходили в Керченский пролив со стороны территориального моря России. Вновь подчеркну, эти воды были российскими еще до воссоединения c Крымом в марте 2014 года. На борту этих кораблей находились 2 офицера Службы безопасности Украины, которые дали признательные показания. По всей видимости, Киев с самого начала планировал принести в жертву экипажи всех трех кораблей, поскольку перед ними была поставлена задача открыть огонь по российским пограничникам, однако здравомыслие, к счастью, не позволило им выполнить этот преступный приказ. Пытаясь «замести следы», Минобороны Украины засекретило материалы по событиям 25 ноября в Керченском проливе. Можете сам в этом убедиться.

Киев прекрасно знал о правилах прохода кораблей через Керченский пролив и соблюдал их и после 2014 года вплоть до недавнего времени. В частности, 23 сентября два военных судна Украины беспрепятственно прошли под Крымским мостом при помощи российских лоцманов.

Кстати говоря, украинская делегация продолжает вводить всех в заблуждение в отношении оценок ООН произошедшего инцидента даже в ходе представления своей резолюции. Я хотел бы процитировать слова Г-жи ДиКарло, представляющей Департамент по политическим вопросам, в ходе заседания СБ 26 ноября «Regrettably, a serious security incident took place near Crimea, close to the Sea of Azov, only yesterday. I wish to underline that the United Nations currently cannot independently verify the circumstances surrounding the incident».

Поэтому ни о какой оценке со стороны ООН речь не идет и идти не может.

Одним словом, мы имеем дело с тщательно продуманной и спланированной провокацией: которая продолжается и в зале, на наших глазах. Она стала возможной с одобрения США и ряда стран ЕС, которые подыгрывают конфронтационному курсу украинских властей. Видим их среди ко-спонсоров резолюции.

Хотим обратить внимание, что тему ситуации в Азовском море стали муссировать на ровном месте еще несколько месяцев назад. Наши заверения о том, что мы не планируем создавать военные базы или военную инфраструктуру в этой зоне во внимание не принимались. Силы, которые там находятся, необходимы для безопасности судоходства и охраны Крымского моста. Выборочный досмотр судов также производится строго в рамках правового поля. Все эти меры по защите критической инфраструктуры крайне актуальны на фоне регулярных призывов из Киева и из-за океана взорвать мост.

Если что-то направлено на милитаризацию, так это действия Украины, которая объявила о намерении создать военно-морскую базу в Бердянске и систематически закрывает отдельные районы Азовского моря для проведения артиллерийских стрельб. Про это, однако, в проекте резолюции ничего не говорится.

Г-н Председатель,

Не хочется даже комментировать содержание украинского проекта. Он не только не имеет ничего общего с реальностью, но и содержит откровенную ложь и дезинформацию. Его однобокая и провокационная природа видна невооруженным глазом. Цель этого документа, как и остальных, которые украинская делегация уже внесла и еще, мы уверены, внесет – совсем не решение проблем. Их задача – поляризовать членов ООН, вносить раскол в Генеральную Ассамблею, предоставить очередную возможность заокеанским сюзеренам Киева произвести «перекличку» и убедиться, что число стран, поддерживающих деструктивную украинскую политику в регионе, не уменьшилось.

Крайне опасно, что Генеральная Ассамблея ООН уже не в первый раз позволяет себя втягивать во внутриполитические игры, затеянные в Киеве, Вашингтоне и Брюсселе. Таким образом наносится чувствительный урон авторитету самой представительной международной площадки.

К сожалению, не можем назвать конструктивным поведение авторов резолюции, их рабочие методы. Они не удосужились провести хотя бы один раунд консультаций, чтобы выяснить отношение государств-членов к своей инициативе.

А если бы такие консультации состоялись, то они бы услышали массу неудобных для себя вопросов. Например, почему в их документе отсутствует ссылка на двусторонний договор 2003 года между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, которую заложили авторы в голосуемые сейчас поправки? Ведь именно он регулирует режим прохода через Керченский пролив. Я вам отвечу почему. Потому что этот документ доказывает, что в ходе инцидента 25 ноября действия России были абсолютно правомерны.

Мы собираемся поддержать упомянутые здравые поправки к украинскому проекту, в которых содержится призыв к обеим сторонам проявлять сдержанность и отказаться от агрессивной риторики. Полагаем странным не поддержать этот примирительный сигнал.

Но, к сожалению, никакие поправки не способны изменить провокационной сути украинского проекта. Поэтому наша делегация проголосует против него. Призываем все здравомыслящие делегации поступить так же.

А тех, кто несмотря ни на что намерен сегодня поддержать украинскую провокацию, призываем задуматься, какой сигнал вы посылаете Киеву. Поддерживая подобные резолюции, вы фактически разрешаете П.Порошенко продолжать убивать собственных граждан и подрывать мир в регионе, втягивая своих соседей в конфронтацию. Вряд ли это соответствует целям и задачам Генеральной Ассамблеи.

Благодарю за внимание.