Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.В.Мусихина в Шестом Комитете 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня «Меры по ликвидации международного терроризма»

Г-н Председатель,

Прежде всего, хотели бы поздравить Вас с избранием на этот пост и пожелать Вам и членам Бюро успешной и плодотворной работы в ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеи.

Несмотря на военные поражения ИГИЛ на Ближнем Востоке, крах территориального проекта и сокращение притока иностранных террористов-боевиков (ИТБ), филиалы этой организации продолжают распространяться по всему миру. Они не испытывают дефицит в новобранцах, готовящих новые теракты и акции устрашения. Возвращение ИТБ в страны происхождения полностью вписывается в схемы лидеров ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ними организаций по сохранению и даже расширению своего смертоносного влияния.

Богатый опыт вербовки молодежи, подкрепляемый пропагандой террора, позволяет террористам создавать разветвленную сеть «спящих ячеек» по всему миру. На подмогу бандподполью приходят фанатики-одиночки, действующие автономно и непредсказуемо.

Осознание этих угроз легло в основу резолюции Генеральной Ассамблеи по обзору Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС). Россия поддержала итоги обзора и приняла активное участие в июньской Конференции высокого уровня глав контртеррористических ведомств. Успешное проведение «недели антитеррора» в ООН еще раз подтвердило своевременность реформы, в результате которой было создано Управление по контртерроризму (УКТ - OCT) во главе с заместителем Генсекретаря В.И.Воронковым.

Принципиально важно, что, несмотря на разногласия по отдельным аспектам антитеррора, государствам удалось сохранить консенсус в отношении Стратегии и ее четырех разделов, дополняющих друг друга и неразрывно связанных между собой.

Надеемся, что деполитизированный подход к борьбе с терроризмом возобладает, когда дело дойдет до формирования Сети антитеррористических координаторов, предложенной Генеральным секретарем. При реализации этой инициативы необходимо опираться на принципы равенства государств, уважения их суверенитета и невмешательства во внутренние дела.

Хотели бы обратить внимание на ряд важных элементов обзора ГКС, имеющих значение для дальнейшей разработки тематики борьбы с терроризмом в Генеральной Ассамблее и Шестом комитете.

Прежде всего, должны быть полностью ликвидированы «тихие гавани», образованные террористами в Интернете. При этом вести борьбу с онлайн-пропагандой необходимо на коллективной основе. Разумеется, нельзя забывать и про тех, кто уже попал под влияние идеологии насилия и террора. Наряду с мерами правоохранительного характера требуется запуск контрпропагандистских кампаний с подключением авторитетных экспертов и религиозных лидеров. Эта работа должна вестись на базе резолюции СБ 2354 и включенных в нее «Всеобъемлющих международных рамок» по борьбе с идеологией терроризма.

Кроме того, необходимо надежно перекрыть каналы подпитки террористических формирований различными ресурсами, в том числе посредством прямого и косвенного спонсирования их деятельности, передачи оружия, материальных благ, осуществления любых экономических операций. Большое значение уделяем положениям обзорной резолюции, касающимся новых методов финансирования террористов, в том числе с использованием современных технологий, таких как блок-чейн.

 

 

Г-н Председатель,

Военная фаза контртеррористической операции в Сирии показала, что террористические группировки в этой стране на регулярной основе получали и продолжают получать продукцию военного назначения от внешних спонсоров. Кроме того, в руки боевиков часто попадает т.н. «нелетальная помощь», которую отдельные государства поставляют в зону конфликта под предлогом содействия «умеренной оппозиции».

Проблема снабжения терорганизаций оружием, акцентированная в резолюции по обзору ГКС, требует пристального внимания ООН и ее специализированных структур. Россия запустила обсуждение этой проблематики в рамках конференции «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом», прошедшей в начале сентября в Москве. Рассчитываем на продолжение предметной дискуссии на площадке Всемирной организации.

Принципиально важным также считаем положения обзора ГКС о задействовании международных договоров с целью осуществления взаимной правовой помощи и экстрадиции террористов. Отмечаем, что Генеральная Ассамблея призвала государства сотрудничать на основе принципа взаимности и в отсутствие таких договоров. Напоминаем о нашем предложении приступить к усовершенствованию инструментов экстрадиции. С учетом необходимости сокращения сроков исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам, в прошлом году мы обновили свое национальное законодательство, регулирующее деятельность центральных органов, ответственных за эти вопросы.

В качестве свежего примера результативного сотрудничества на антитеррористическом треке отмечаем выдачу властями Германии, Греции и Словакии российских граждан, воевавших на стороне террористов в Сирии. Рассчитываем, что и другие государства будут подходить к вопросу привлечения преступников к ответственности на основе закрепленного в ГКС принципа «либо выдай, либо суди».

Г-н Председатель,

К сожалению, многие решения по антитеррору, принятые в ООН, в том числе резолюции СБ, остаются нереализованными. Сохраняются «двойные стандарты», практика деления террористов на «плохих и хороших» вплоть до использования радикалов с целью реализации геополитических проектов, дестабилизации и смены «неугодных режимов». В очередной раз напоминаем, что поддержка террористов, независимо от их мотивов, абсолютно недопустима.

На протяжении многих лет мы непрерывно повторяем о необходимости завершить согласование Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (ВКМТ). При этом очевидно, что для выхода на «финишную прямую» все стороны переговорного процесса должны продемонстрировать политическую волю.

Хотели бы поблагодарить наших казахстанских партнеров за их инициативу подготовки «Кодекса поведения для достижения мира, свободного от терроризма», призванного сплотить государства перед лицом террора. Он, надеемся, вдохнет новую жизнь и в процесс работы над ВКМТ.

Призываем все государства присоединиться к "Кодексу поведения", став частью антитеррористической коалиции, действующей под эгидой ООН на базе принципов, закрепленных в ее Уставе.

Г-н Председатель,

Говоря о необходимости координации и единения усилий, не можем обойти стороной вчерашнее выступление украинской делегации. Она, вместо того, чтобы внести вклад в эти процессы, вновь решила использовать трибуну Комитета для конъюнктурных целей, а именно распространения своих обычных инсинуаций и фантазий. Все это не имеет никакого отношения к повестке дня сегодняшнего заседания. Но раз приходится говорить об Украине, то мы призываем украинские власти в конце концов начать добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по Минским договоренностям и вернуться на путь диалога с собственным населением.

 

 

Г-н Председатель,

Возвращаясь к сегодняшней теме, вынуждены в очередной раз напомнить, что далеко не все государства поддерживают внедрение в повестку дня ООН концепции предупреждения насильственного экстремизма (ПНЭ, PVE), разрушающей целостность международно-правовой базы антитеррора. Состоявшиеся в рамках 72-й сессии дискуссии, в том числе в контексте согласования обзора ГКС, лишь подкрепили нашу убежденность в том, что ПНЭ не имеет шансов на универсальную поддержку.

Показательно, что предложения делегаций, которые могли бы устранить существующие в этой связи противоречия, были заблокированы. Тем, кто все же готов искать компромиссы, рекомендуем присмотреться к новаторской Конвенции ШОС (SCO) по противодействию экстремизму. Профильные органы ООН должны учитывать разногласия на антиэкстремистском треке в своей работе. Призываем их руководствоваться вспомогательной ролью проблематики ПНЭ по отношению к антитеррору и не «штамповать» этот ярлык на свои обычные проекты в угоду требованиям доноров.

Г-н Председатель,

Россия готова оказывать необходимую поддержку УКТ (OCT), прежде всего в части предоставления техсодействия заинтересованным государствам - по их просьбе и с учетом аналитики антитеррористических комитетов СБ.

Так, наша страна подключилась к финансированию проектов по борьбе с ИТБ и повышению антитеррористического потенциала государств Центральной Азии, выделив на нужды Управления крупный финансовый взнос.

Убеждены, что программы УКТ должны быть направлены на укрепление национальных институтов на базе принципа первостепенной ответственности государств (national ownership) и осуществляться в тесной координации с региональными организациями. В этой связи приветствуем укрепление сотрудничества между Управлением и Антитеррористическим центром СНГ (CIS), Региональной антитеррористической структурой (Regional Antiterrorist Structure) ШОС (SCO), а также ОДКБ (CSTO).