Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Интервью Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи информационному агентству ТАСС

Вопрос: Недавно «Коммерсант» опубликовал директиву ООН, в которой открыто говорится о том, что организация не планирует способствовать восстановлению Сирии до осуществления политического перехода. Такая позиция явно соответствует политике ряда западных стран. Как Вы считаете, можно ли в связи с этим упрекнуть Генсекретаря Организации в необъективности и предвзятости? Могут ли в ООН изменить свою позицию по участию в восстановлении Сирии после критики с российской стороны?

Ответ: Эта директива, которая была подготовлена в одном из подразделений Секретариата еще в конце прошлого года, абсолютно нелегитимна, не согласована со странами-членами, не соответствует нейтральному духу Организации, которого она должна придерживаться. Политизированные подходы противоречат целям и задачам ООН, в т.ч. в гуманитарной области.

Как только появилась информация о существовании такого документа, мы предприняли ряд демаршей перед руководством секретариата ООН. Просили Генсекретаря пояснить, как такая политизированная и необъективная инструкция могла появиться в департаменте политических вопросов. Он оказался не в курсе, но заверил, что разберется с этой откровенной провокацией, подрывающей репутацию Секретариата как нейтрального и беспристрастного органа. Рассчитываем, что необходимые меры уже приняты.

К сожалению, этот документ лишь одно из проявлений попыток некоторых государств-членов манипулировать в своих корыстных геополитических интересах секретариатами международных организаций. Это происходит не только в Нью-Йорке и не только в ООН.

Мы продолжим добиваться, чтобы в системе ООН, центральным элементом в фундаменте которой является принцип уважения и равноправия мнений всех государств, нейтральность и объективность оставались непреложными характеристиками ее работы.

Вопрос: На «министерской неделе» Генассамблеи президент США Дональд Трамп планирует провести заседание по ситуации в Иране, но, как сообщалось, он затронет на нем и тему нераспространения химического оружия. Как Вы считаете, чего ждать от этой встречи? Будет ли на ней вновь подниматься тема расследования Великобританией инцидента в Солсбери? И ожидаете ли Вы, что на заседании СБ высокого уровня будет обсуждаться вопрос новой сделки по иранскому атому?

Ответ: Да, США еще в начале сентября говорили о своем намерении провести заседание СБ под председательством Д.Трампа для «обсуждения Ирана». Затем на сайте Постпредства США при ООН был опубликован пресс-релиз обозначавший уже четыре вопроса для обсуждения: инцидент в Солсбери, сирийское «химическое досье», ядерная проблема Корейского полуострова и Иран в контексте известных претензий США к его баллистической деятельности и по региональной проблематике. Впоследствии заявляемая американцами тема опять претерпела изменения и сейчас носит более общий характер – нераспространение ОМУ. Очевидно, что под такой «шапкой» возможно обсуждение самого широкого круга вопросов, в частности и обозначенных Вами. Никакой новой сделки по иранскому атому не планируется. Она и так существует. Это СВПД. Одновременно не исключаем того, что отдельные делегации могут озвучивать какие-то предложения в своих выступлениях на заседании.

Вопрос: Планирует ли Министр иностранных дел России С.В.Лавров, который возглавит российскую делегацию на неделе высокого уровня, принять участие в многосторонней встрече по Сирии, организуемой Евросоюзом? Какие инициативы Россия планирует продвигать по теме сирийского урегулирования?

Ответ: График пребывания Министра иностранных дел С.В.Лаврова в Нью-Йорке еще прорабатывается. Что касается есовского мероприятия, то, насколько нам известно, оно будет продолжением Брюссельских конференций по Сирии, ключевой посыл которых – нежелание оказывать содействие восстановлению в САР до проведения в этой стране «политических преобразований». Мы такой подход категорически не приемлем. Это не только политизация гуманитарных вопросов, но и откровенное использование двойных стандартов к различным конфликтным ситуациям. Понятное дело, что если мы и будем участвовать в этой встрече, то в «общую дуду» дуть не будем, а предпримем очередную попытку убедить коллег отказаться от принятой ими на вооружение пагубной практики.

По новым инициативам по сирийскому урегулированию. Никто не делает больше для продвижения политпроцесса, чем страны-гаранты Астанинского процесса. Недавний саммит президентов России, Ирана и Турции в Тегеране и договоренности России и Турции по ситуации в Идлибе, достигнутые в Сочи, вызвали широкий положительный отклик международного сообщества. Мы будем продолжать выступать за деполитизацию экономического и гуманитарного содействия Сирии, а также скорейшее возвращение сирийских беженцев в места проживания, покинутые после начала конфликта. При этом бескомпромиссная борьба с террористическими группировками будет продолжена.

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в Комитете 1718, занимающимся надзором за выполнением санкций в отношении КНДР? Могут ли быть расследованы утечки докладов из этого комитета? Означает ли несогласие России с положениями среднесрочного доклада то, что в этом году он так и не будет принят? Планируются ли многосторонние встречи по корейской теме во время ГА?

Ответ: Ситуация в Комитете 1718 отражает нынешнее состояние дел вокруг урегулирования проблем Корейского полуострова в целом. Американцы хотят «подмять» под себя этот процесс, используя санкционный орган для решения собственных задач, прежде всего, наказания КНДР за кажущуюся им неуступчивость и не желая превратить американо-северокорейский диалог в «улицу с двусторонним движением».

Отсюда и вся эта шумиха вокруг доклада группы экспертов. Здесь хочу внести ясность: это не Россия, а США не согласны с его положениями и блокируют передачу документа в Совет. Им не понравилось, что в доклад была внесена правка, учитывающая наши озабоченности и оценки. И это нормальная практика. Американцы, похоже, не допускают возможности отражения где-либо оценок, не совпадающих с их позицией. Вообще, ситуация вокруг доклада раздута искусственно. Это просто «много шума из ничего».

Что касается утечек, то мы твердо стоим на необходимости проведения соответствующего расследования. Однако, к нашему удивлению, не все члены Комитета поддерживают такой подход, пытаются увести разговор в другом направлении, блокируют подготовку соответствующего обращения Генсекретарю ООН. Выводы, как говорится, можете сделать сами.

Корейская проблематика, конечно, будет обсуждаться на многих двусторонних встречах, запланированных на предстоящую «высокую неделю», а также в Совете Безопасности 27 сентября, где американская сторона организует брифинг на уровне министров иностранных дел, председательствовать на котором будет Госсекретарь США М.Помпео.

Вопрос: США продолжают сокращать свою часть финансирования во Всемирную организацию. Недавно они полностью отказались от взносов в ближневосточное агентство для помощи палестинским беженцам. По сути, Вашингтон угрожает сократить свое финансирование каждый раз, когда что-то в организации идёт не по их плану. Как Вы считаете, можно ли в организации преодолеть логику "кто платит, тот и заказывает музыку"? В целом, не идёт ли речь о постепенном отказе США от участия в обсуждении международных проблем в многосторонних форматах?

Ответ: Финансирование ООН и распределение финансовых потоков в Организации осуществляются в соответствии с четко установленной нормативно-правовой базой. За ее соблюдение ответственность несут все государства-члены в равной степени. Речь идет и положениях в Уставе ООН (пункты 1 и 2 Ст.17 ), и о довольно детальных правилах и процедурах Генассамблеи по утверждению бюджетов Организации. Конечно, нарушение ранее согласованных правил или неисполнение кем-то ранее данных обязательств некоторыми государствами неприемлемо. Американцы подходят подходить с логикой «кто платит, тот и заказывает музыку» ко всему, не только к ООН. Тем не менее, говорить о постепенном отказе США от участия в обсуждении международных проблем в многосторонних форматах с помощью финансовых инструментов полагаем преждевременным. США обладают полезным опытом аудита. По многим вопросам оптимизации расходов ООН у нас позиции совпадают. Остаемся открытыми для сотрудничества на этом направлении со всеми государствами-членами, в том числе и США, ориентируясь на добросовестное исполнение своих финансовых обязательств. Для справки – Россия, являясь одним из основных плательщиков в ООН – полностью и одна из первых выплатила в этом году свой взнос в регулярный бюджет Организации.

Вопрос: В августе на сайте МИД РФ было размещено обращение к генсеку ООН по поводу нарушений США в отношении дипсобственности РФ и российских дипломатов в США. Был ли какой-либо ответ со стороны ООН, какие остаются международные правовые механизмы для разрешения ситуации и отстаивания позиции по этому вопросу? После изъятия российской дипсобственности и высылки российских дипломатов, в том числе сотрудников миссии РФ при ООН, продолжают ли США создавать какие-то неудобства для дипломатов, работающих в Нью-Йорке?

Ответ: Действительно, в рамках пункта повестки дня недавно открывшейся 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященного безопасности дипломатических и консульских представительств и представителей, мы направили Генсекретарю ООН информацию о беззаконии, творимом властями США в отношении имущества и сотрудников российских Посольства, консульств и Постпредства при ООН. Эти сведения уже включены в доклад А.Гутерреша, который будет обсуждаться в октябре в Шестом (юридическом) комитете Генассамблеи. Нерешенные вопросы накапливаются: по-прежнему заблокированы помещения Постпредства в Ойстербее, недавно под надуманным предлогом было выслано значительное число наших сотрудников. Генассамблея, кстати, в 2017 году решила, что все незаконные ограничения с нашего объекта должны быть сняты. Здесь в Нью-Йорке мы делаем все возможное для того, чтобы убедить американцев вернуться на путь соблюдения международного права. Будем добиваться этого и в ходе начавшейся 73-й сессии ГА.