Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Вы знаете, что мне приходит сейчас в голову? Я вот вспоминаю, как я слушал брифинг Марка Лоукока, например, по Йемену или по Ливии. И тон, и подача информации по этим сюжетам разительно отличаются от того, что мы слышим, когда Марк Лоукок дает брифинг по Сирии. Вам это не показалось? Мне показалось это уже не первый раз.

Как всегда, мы сегодня услышали очередную порцию инвектив в адрес Сирии и России. Коллеги сыпали цифрами, цитатами, эмоциональными свидетельствами. Мы, кстати, знаем цену некоторым из таких эмоциональных свидетельств. Мы помним, как со стороны ведущих западных СМИ, включая, например, «The New York Times», раздувалась трагедия сирийского мальчика Омрана Дакниша из Восточного Алеппо. Однако после освобождения Восточного Алеппо выяснилось, что это была постановочная сцена, что потом подтвердили и родители Омрана. Сегодня моя британская коллега обвиняла Россию в насмешке над Советом Безопасности. Я не хочу превращать сегодняшнее заседание в соревнование, я не знаю, кстати говоря, в чем она увидела насмешку, но мы помним насмешку над Советом Безопасности со стороны тех стран, которые привыкли обвинять в этом Россию.

Цель всех этих призывов и инвектив нам абсолютно очевидна. Цель – это сохранить террористическое присутствие в Идлибе на будущее, чтобы использовать его в целях борьбы с законными сирийскими властями. Так было каждый раз, когда приближался конец очередного террористического анклава в Сирии: так было вокруг Восточного Алеппо, так было в Восточной Гуте. Сейчас пропагандистская машина бьет из всех своих артиллерийских орудий в связи с ситуацией в Идлибе. И пусть те люди, которые поддаются на эту провокацию, не будут столь наивны, чтобы не понимать, что реально стоит за теми призывами, которые мы сегодня слышим. Сохранить террористический анклав в Идлибе – вот главная цель, которую преследуют наши западные коллеги. Проведение сегодняшнего заседания, момент действительно непростой, предоставляет нам очередную возможность «пролить свет» на истинное положение вокруг гуманитарной ситуации в Сирии. 

Реальной гуманитарной обстановке в Сирии был посвящен и брифинг Министерства обороны России вчера. Наше оборонное ведомство в духе открытости всегда приглашает на него аккредитованных в Москве иностранных коллег. Но если они снова проявили незаинтересованность в выяснении правды и не посетили это мероприятие, то сегодня мы вкратце расскажем о его содержании. 

Я думаю, что часть того, что изложено в этом брифинге, является ответом моей британской коллеге, которая любит задавать вопросы в этом зале часто тоном прокурора. Как говорили предыдущие ораторы, ситуация в Идлибе и вокруг него действительно вызывает опасение. Но только не в том контексте, в котором она подается в фейковых вбросах, а по причине активизации вылазок террористов «Хейят Тахрир Аш-Шам», атакующей гражданское население и использующей их в качестве жертв своих преступных провокаций. При этом отмечаем наращивание джихадистами военного потенциала за счет увеличения количества средств поражения иностранного производства, в том числе летательных аппаратов и реактивных систем залпового огня. Марк Лоукок сегодня как-то скромно умолчал, сколько гражданских лиц погибло от этих ударов террористов.

Гуманитарная обстановка в Сирии продолжает оставаться предметом спекуляций. Одним из вопиющих примеров стала последняя информация о якобы нанесенных 22 июля российскими Военно-космическими силами ударах по рынку и прилегающим районам в н.п. Маарат Ан-Нуман в идлибской провинции. Я позволю себе прочитать несколько цитат из брифинга Министерства обороны. 

«22 июля базирующаяся в Великобритании сирийская Обсерватория по правам человека, со ссылкой на так называемые «Белые каски», сообщила об ударах российских ВКС по рынку Аль-Халь и прилегающим жилым кварталам в городе Маарат Ан-Нуман на территории провинции Идлиб. В результате якобы погибли десятки мирных жителей. Данные обвинения цитировались отдельными европейскими средствами массовой информации и даже представителями руководства западных стран и отдельных международных организаций. Рынок, о котором идет речь, можно легко найти на карте города Маарат Ан-Нуман. Обозначен он и на геокартах соответствующих интернет-сервисов. Российская авиация в данном районе 22 июля не применялась и там не летала. Для проверки сообщений о разрушении рынка в Маарат Ан-Нумане 24-26 июля российские беспилотные летательные аппараты дважды проверили съемку данного места и прилегающей территории. То есть после того, как по ним якобы были нанесены авиаудары. «Прошу обратить внимание на экран» – говорит ведущий брифинга. Как видите, на картах, полученных средствами объективного контроля полностью отсутствуют признаки каких-либо разрушений, которые должны были неизбежно появиться, если бы данный район действительно подвергся авиаударам с применением шести авиабомб. Это подтверждается и снимками российского космического аппарата, сделанными 25 июля 2019 года, а также видеосъемкой, сделанной непосредственно на рынке Аль-Халь в Маарат Ан-Нуман, полученные нами позавчера. Как видно на кадрах, якобы уничтоженный рынок цел и функционирует в обычном режиме. Вызывает сожаление, что представители авторитетных международных структур и организаций в очередной раз становятся жертвами легко проверяемой лжи террористов, используя подготовленные ими фальшивки и непроверенную информацию для выдвижения ничем не подкрепленных обвинений». Конец цитаты.

Но эта ложь становится основным лейтмотивом нашего сегодняшнего заседания. 

Уважаемые коллеги также имели возможность ознакомиться с распространенной информацией Правительства Сирии о найденной у одного из ликвидированных террористов видеозаписи с репетициями «Белыми касками» очередной химатаки на населенный пункт Мурак. Хорошо, что хоть эти замыслы были сорваны путем публикации полученных данных. 

В этой связи вновь, в очередной раз призываем Секретариат ООН и специализированное агентство Организации не спешить обнародовать непроверенную информацию. Данные нужно брать из достоверных и неполитизированных источников, их нужно обязательно перепроверять.

Сегодня говорилось, что Россия преднамеренно наносит авиаудары по госпиталям и школам. Это – ложь! В очередной раз повторяю это. В Сирии 24 часа в сутки 7 дней в неделю функционирует Центр по примирению враждующих сторон, с которым мы предлагали неоднократно, в т.ч. Марку Лоукоку, связываться и через них проверять информацию о якобы атакуемых нами деконфликтованных объектах. Это надо делать вместо того, чтобы сыпать в Совете Безопасности фактами, которые никем не доказаны и которые базируются на сомнительных источниках, а вовсе не directly verified sources, как нам говорят.

Кроме того, как мы неоднократно говорили раньше, что-то я не припоминаю ни заявления Верховного комиссара ООН по правам человека, ни того же УКГВ о принципах предосторожности и разборчивости, когда коалиция "утюжила" и сравнивала с землей такие города как Ракка, Хаджин и Мосул. Почему тогда об этом никто не говорил? Я каждый раз об этом напоминаю, но ответа так до сих пор и не получил. 

Мы давно говорим о необходимости прекратить применять двойные стандарты в отношении происходящего в Сирии. Попытки прикрывать террористов в Сирии, приберегая их для какой-то скрытой повестки или вовлечения в политический процесс в качестве местной администрации, уже не выдерживают никакой критики.

Если кто-то забыл, то напомню, –  «Хейят Тахрир Аш-Шам»  это сменившая название террористическая организация Джабхат-ан-Нусра. Ее "добрые боевики", о которых упомянул сегодня Марк Лоукок, цитируя жителей Идлиба, запугивают местное население, используют гражданскую, в т.ч. медицинскую, инфраструктуру в военных целях, прикрываются мирными жителями как живым щитом. В то же время необходимостью борьбы с террористами объясняется сохранение закона военного присутствия в Заевфратье. Это напрямую противоречит декларируемому уважению суверенитета и территориальной целостности Сирии и являет собой опять-таки вопиющий образец двойных стандартов. 

Сегодня много говорили о госпиталях. Назывались цифры. Так, например, госпожа Сиркин сказала, что из 46 атак на медицинские учреждения в Идлибе они смогли подтвердить только треть – 15. Методы, которыми Организация подтверждает эти атаки, не находясь «на земле», - это отдельный вопрос. Но посмотрите сами: получается, что две трети поступивших к вам сообщений оказались информационным вбросом – фейками. И нас очень беспокоит, что в распространение этих фейков включается некая структура ООН. 

До военных действий в Сирии в Идлибе было всего 12 госпиталей. Откуда цифры о количестве госпиталей, которыми сегодня, и не первый раз уже, оперируют как представители ООН, страны-члены, так и представители НПО. Я уже говорил о том, что столько госпиталей, сколько якобы разрушено в Идлибе, не было на всей территории Сирии вместе взятой. Или вы считаете любую палатку, где проходят лечение раненые боевики, – госпиталем? 

Г-н Председатель, 

Одновременно считаем важным не замалчивать положение дел на неподконтрольных сирийским властям территориях. На картах гуманитарных организаций это белые пятна. И не потому, что там все в порядке. Наоборот – регион Заевфратья лежит в руинах. Отсутствуют электро- и водоснабжение, жителям недоступна медицинская помощь. По данным наших военных, за июнь-июль там зафиксировано свыше 300 терактов.

В лагере Рукбан ситуация остается непростой. Однако благодаря усилиям российского Центра по примирению враждующих сторон и правительства Сирии из Рукбана выведено более 17 тысяч человек. Намерены и далее во взаимодействии с ООН и Международным Комитетом Красного Креста решать задачу по возвращению беженцев и обеспечению их всем необходимым. 

Что касается лагеря Аль-Хоуль, то там обстановка по-настоящему катастрофическая в связи с ограничением доступа гуманитарных агентств и дефицитом финансирования. А половина находящихся там людей – это женщины и дети. Вот о чем надо бы было реально беспокоиться, если мы говорим о гуманитарной ситуации в Сирии. 

Нас продолжает беспокоить ситуация и на восточном берегу Евфрата в незаконно оккупированной США зоне Ат-Танф. Сегодня говорили о Женевской Конвенции. Я вот хотел бы напомнить еще раз, что оккупирующая держава несет ответственность за население на оккупированной территории в соответствии с Женевскими конвенциями. Но США почему-то не спешат снабжать лагерь Рукбан всем необходимым. 

Крайне тревожит нас информация о подготовке крупных вооруженных формирований, которые перебрасываются в район н.п. Сувейда, Пальмира и Абу-Кемаль. 

Г-н Председатель, 

В завершение хотел бы подчеркнуть, что позиция России остается неизменной. Мы продолжим прилагать все усилия по возвращению мира в Сирию как в национальном качестве, так и в качестве постоянного члена Совета Безопасности и участника астанинской «тройки», в рамках которой было сделано больше, чем в каком-либо другом формате в отношении деэскалации и ликвидации террористической угрозы, расширения гуманитарной помощи и продвижения политического процесса. Будем и далее работать совместно с Турцией в рамках Сочинского меморандума от 17 сентября 2018 года. Призываем не мешать нашим усилиям путем создания политического прикрытия террористам и их провокациям.

Благодарю Вас.