Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим г-на М.Лоукока за доклад о гуманитарной ситуации в Сирии

В первую очередь хотели бы прокомментировать только что состоявшееся принятие резолюции СБ ООН, продлившей мандат трансграничной доставки гуманитарной помощи в Сирию. Наша позиция в отношении этого, мягко говоря, нетранспарентного механизма хорошо известна. Новые реалии на территории Сирийской Арабской Республики диктуют необходимость его критической «донастройки» с прицелом на постепенное, но неотвратимое сворачивание. То, что такое видение не нашло отражения в резолюции, определило нашу позицию в ходе голосования. Не стали блокировать решение, исходя из гуманитарных соображений, с учетом обращений наших партнеров в регионе.

При этом отмечаем, что текст принятого документа оторван от реальности и составлен «по лекалам» четырехгодичной давности. В частности, зачем сохранять в списке задействованных при трансграничном режиме переходов КПП «Рамта», который с сирийской стороны уже длительное время контролируется властями. Будем внимательно отслеживать, как будет осуществляться доставка гумпомощи в рамках трансграничного механизмы в ближайшие месяцы и требовать надлежащей транспарентности и отчетности.

Требует серьезного пересмотра и практика подготовки докладов Секретариата по гуманитарной ситуации в Сирии. В документа отсутствуют такие важные для гуманитарной картины блоки, как содействие восстановлению инфраструктуры, тенденция возвращения беженцев, воздействие односторонних санкций на жизнь населения, вопросы разминирования.

Призываем коллег пересмотреть негибкие, слабо соотносящиеся с текущей ситуацией в Сирии подходы и подключиться к совместной работе по выправлению сложной социально-экономической ситуации в стране, восстановлению того, что было разрушено террористами, обеспечению неотъемлемого права беженцев и ВПЛ на возвращение на родину. Отмечаем в этом контексте сообщения УВКБ о готовности более 250 тыс. сирийцев вернуться в свои дома в следующем году.

Считаем недостойным избирательно подходить к оказанию помощи сирийскому населению. Политизация вопросов предоставления гуманитарного содействия недопустима. Нельзя откровенно шельмовать сирийское правительство, предпочитая игнорировать односторонние шаги других вовлеченных в сирийских конфликт игроков.

По крайней мере, неэтично делать вид, что Ракки не существует. Тем временем, 80 процентов гражданской инфраструктуры лежит в руинах. Из-под завалов продолжают доставать многочисленные тела погибших в результате кампании по освобождению города от ИГИЛ, жертвами которой, по некоторым данным, стали более 8 тыс. человек. Кстати, предложения по введению гумпауз для вывода гражданского населения из-под ударов тогда никто не поддержал.

Нужно в срочном порядке приступить к решению двух критически важных вопросов для выправления ситуации в САР. Во-первых, это незамедлительная отмена введенных рядом государств односторонних санкций. Эти рестрикции наносят урон, в первую очередь, обычным сирийским гражданам, что признается, кстати, независимыми экспертами, в том числе в системе ООН.

Во-вторых, необходимо вести дело к прекращению незаконной оккупации сирийской территории, которая не только подрывает территориальную целостность и суверенитет Сирии, но и способствует укреплению сепаратистских настроений в стране, которые представляют угрозу национальной безопасности соседних стран.

Деоккупация 55-километровой т.н. зоны безопасности, организованной США вокруг сирийского населенного пункта Ат-Танф, стала бы главной предпосылкой для устойчивого решения проблемы Рукбана. Как известно, условия жизни в этом лагере, в котором, по различным оценкам, проживает до 50 тыс. человек, крайне сложные, близкие к гуманитарной катастрофе. Его население фактически находится в заложниках у действующих в этом районе связанных с ИГИЛ незаконных вооруженных формирований.

С учетом деградации обстановки в лагере Россия поддержала направление в начале ноября в Рукбан гуманитарного конвоя ООН и предприняла значительные усилия, в том числе в контактах с правительством Сирии, для осуществления этой задачи.

К сожалению, организация этой гуманитарной операции внутри 55-километровой зоны оказалась неудовлетворительной. Распределение гуманитарного груза было отдано на откуп боевикам из группировки «Магавир Ас-Саура». Персонал ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца имели весьма ограниченный доступ к распределению помощи, что привело к попаданию ее части в руки боевиков.

Исходя из этого, следующая доставка гумпомощи в Рукбан должна быть тщательно проработана. Недочеты, допущенные в ходе первого конвоя, должны быть устранены. Необходимо согласовать параметры, которые позволили бы гарантировать максимально возможный уровень транспарентности и адресное распределение помощи без участия НВФ. За это должна отвечать оккупирующая американская сторона.

То, что на сирийской земле стабилизационные тенденции усиливаются, факт, который невозможно отрицать. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, имеются существенные положительные подвижки в плане оздоровления на гуманитарном направлении, что наиболее заметно на контролируемых Дамаском территориях.

Как мы не раз подчёркивали, в этот критический момент международное сообщество должно сообща «подставить плечо» сирийцам для скорейшего преодоления разрухи и налаживания нормального быта людей, добровольно решивших вернуться на родину. Кстати, общее количество возвратившихся с момента запуска соответствующей российской инициативы в июле этого года исчисляется десятками тысяч.

Г-н Председатель,

Сегодня мы услышали от американских коллег дезинформацию в квадрате. В апреле, когда в Восточной Гуте была осуществлена постановочная химическая атака, в ней обвинили сирийское правительство. Итоги расследования до сих пор неизвестны. Эксперты по-прежнему что-то «собирают». Не потому ли, что признать это провокацией – значит расписаться жирно в той незаконной агрессии в апреле с.г., предлогом для которой эта провокация послужила? Теперь же, когда есть достоверная информация об использовании снарядов с хлором боевиками, которые и раньше их использовали – и это признавалось в том числе нашими западными партнерами, они изобрели новую тактику – обвиняют Сирию и Россию в дезинформации, подлоге.

Сирийское правительство пригласило специалистов ОЗХО в Сирию. Но они почему-то не спешат приехать. Что-то изучают дистанционно. В другие места они рвались незамедлительно. Но, правда, собирали факты в далеких от места происшествия местах. Теперь же, между тем, Вашингтон подхватил изобретенную Лондоном гениальную формулировку – это сделали правительственные сирийцы, потравив слезоточивым газом своих сограждан, и специально обвинили в этом боевиков.

Господа, это все очень неуклюже. Ваш пропагандистский трюк шит белыми нитками.

Г-н Председатель,

Ситуация в Идлибе находится в фокусе стран-гарантов Астанинского процесса в рамках реализации Меморандума о стабилизации от 17 сентября 2018 года. В то же время необходимо понимать, что важность устойчивого прекращения огня не отменяет необходимости продолжения эффективной борьбы с терроризмом.

Отмечаем серьезные усилия турецкой стороны в рамках имеющихся обязательств по размежеванию террористических и умеренных группировок. Делу помогла бы воспитательная работа с этими группами со стороны тех, кто их пестовал на начальном этапе, нацелившись на смену законного правительства. Это был бы более фундаментальный вклад в усилия по урегулированию, чем бесконечные беспочвенные вопросы и требования к России и другим государствам, что и как делать.

Россия и остальные страны-гаранты продолжают интенсивную работу на политическом направлении в контексте реализации принятого сирийцами в Сочи решения о формировании конституционного комитета. Сейчас эти переговоры вступили в особенно интенсивную фазу. По-прежнему исходим из того, что все параметры деятельности комитета должны быть одобрены самими сирийцами. Только в этом случае конституционный комитет будет эффективным и работоспособным. Подчеркиваем –  конституционному комитету нет жизнеспособной альтернативы.

Призываем всех включиться в фундаментальную работу по налаживанию фундаментально необходимого Сирии, ближневосточному региону и всему международному сообществу всеобъемлющего политического процесса.  Под эгидой ООН и в соответствии с резолюциями СБ.

Благодарю Вас.