Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по «химическому досье» Сирии

Г-н Председатель,

Поскольку у меня лично не было возможности, я хотел бы поздравить Вас с председательством в Совете Безопасности, пожелать успешного председательства.

Мы признательны за брифинг г-ну Т.Маркраму, который он нам дал.

В связи с тем что ровно год назад, 4 апреля 2017 года, в сирийском Хан-Шейхуне произошла провокация с применением боевого отравляющего вещества, считаем полезным провести с позиций сегодняшнего дня анализ этого события и его последствий, в том числе в контексте глобальной и региональной безопасности.

Прошёл год, а обстоятельства химического происшествия в Хан-Шейхуне остаются, по сути, нераскрытыми. Разумеется, «работу», проведённую прекратившим своё существование Совместным механизмом ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химического оружия (СМР), профессионалы не могут воспринимать всерьёз. Российские компетентные ведомства наглядно показали, что выводы этого механизма представляли собой не что иное, как подгонку под заранее запрограммированный результат – а именно, обвинение сирийских властей. Миссия ОЗХО по установлению фактов (МУФС) и Совместный механизм ОЗХО-ООН продемонстрировали редкую инертность и недееспособность, стали участниками недобросовестных манипуляций. В итоге заключения СМР противоречили законам физики, химии отравляющих веществ, авиации, баллистики и взрывного дела.

Стандарты Конвенции о запрещении химического оружия в ходе следствия были полностью проигнорированы. Эксперты не выезжали на место происшествия, не соблюдали принцип последовательности действий при обеспечении сохранности вещественных доказательств и строили свои догадки на информации, которую им усердно подсовывали боевики вооружённых группировок при содействии внешних спонсоров и связанные с террористами сомнительные структуры вроде «Белых касок». Итоги расследования бывшего СМР, как мы уже говорили, не имеют ничего общего с серьёзным научно-техническим анализом.

В этой связи Россия не могла поддержать продление мандата механизма в неизменном виде при том, что его необоснованные и политизированные выводы нанесли ущерб репутации подлинного международного расследования. Тем не менее, зная о том, что вооружённые группировки, в том числе аффилированные с террористами, накопили существенный потенциал отравляющих веществ в регионе, мы не только не спорили с необходимостью наличия независимой следственной структуры, но и предложили конкретную альтернативу бывшему СМР. Распространили среди членов Совета Безопасности соответствующий проект резолюции. В настоящее время он издан в «синьке».

При этом мы чётко обозначили основные контуры нашей позиции с учётом печального опыта СМР. Генеральный секретарь ООН подбирал бы профессиональный и непредвзятый кадровый состав такого механизма на основе максимально широкой географической представленности с его утверждением Советом Безопасности. Основополагающими рабочими методами было бы посещение мест инцидентов для отбора проб и опроса свидетелей, а также неукоснительное следование принципу последовательности действий при обеспечении сохранности вещественных доказательств.

На основании достоверной и объективной доказательной базы, собранной таким механизмом, Совет Безопасности мог бы устанавливать ответственных в том или ином происшествии с применением отравляющих веществ. Насущной задачей оставалось бы проведение в контакте с Комитетами 1540 и 1267/1989/2253 Совета Безопасности анализа информации о химических приготовлениях негосударственных субъектов, а также о фактическом применении ими отравляющих веществ, в том числе с провокационными целями. Власти в Дамаске неоднократно сообщали о готовящихся постановках с использованием профессионального кинооборудования и подобранных «Белыми касками» статистов. Однако такая информация сознательно игнорировалась либо рассматривалась по остаточному принципу.

Во избежание структурных изъянов и постоянных коллизий относительно выводов эвентуальной следственной структуры предлагаем сформировать её руководящее звено из специалистов представителей «пятёрки» постоянных членов Совета Безопасности, которые принимали бы решения консенсусом. Полагаем, что такой подход не должен никого задевать, поскольку основные проблемы в оценке ситуации с применением химоружия в Сирии возникали в результате разногласий именно среди этих стран.

Тем не менее, западные коллеги настаивают на воссоздании удобного для них механизма с его врождёнными пороками, который штамповал бы нужные им решения. Одновременно пытаются привлечь структуры, которые в принципе не имеют ни мандата, ни ресурсов на расследование возможных химических инцидентов. Франция и ее союзники в обход Организации по запрещению химического оружия сколачивают узкую группу антидамасски настроенных единомышленников, подрывая тем самым международную архитектуру в области нераспространения оружия массового уничтожения, а также авторитет и целостность ОЗХО. Всё это сопровождается грубым давлением на другие государства.

Мы не забыли и о другой памятной дате. По-хорошему, сегодняшнее заседание надо было бы провести именно в этот день. 7 апреля 2017 года, через три дня после инцидента в Хан-Шейхуне, когда расследование даже не начиналось, США осуществили акт военной агрессии против Сирии, нанеся ракетные удары по авиабазе «Шайрат». Делегации, которые работали тогда в Совете Безопасности, должны помнить, как американские коллеги демонстрировали настрой на поиск взаимоприемлемых развязок по модальностям расследования, а ракеты уже летели в направлении Сирии. Это чётко показало, что некоторым столицам и не требовалось никакого международного расследования в условиях, когда целью остаётся устранение законного сирийского правительства. Международное право трещит по швам, когда подозрения, а не подтвержденные данные становятся «царицей доказательств».

Никакие расследования и механизмы им не требуются и сейчас. Ряд стран продолжают с уверенностью заявлять о применении Дамаском химоружия на поле боя, несмотря на очевидную абсурдность таких утверждений и отсутствие военно-политических причин таких действий у сирийских властей.

Россия осуждает использование химического оружия кем бы то ни было и поддерживает призывы Генерального секретаря ООН сплотиться для противодействия этой угрозе – но только реальной, а не той, что рисуют в своём воображении отдельные западные столицы, задействуя в пропагандистских акциях весь опыт ведения глобальной информационной войны. В то время как некоторые гоняются за фантомным химическим оружием Дамаска, в регионе продолжает накапливаться опасный потенциал химического терроризма.

Г-н Председатель,

Руководствуясь разделяемым нами принципом, что применение химоружия кем бы то ни было и где бы то ни было недопустимо и должно быть расследовано и наказано, и что безнаказанность недопустима, и что применение такого оружия представляет собой угрозу нераспространения оружия массового уничтожения, мы, по указанию нашего правительства, просим Вас созвать завтра во второй половине дня, в 15.00 пополудни, открытое заседание Совета Безопасности по письму премьер-министра Великобритании Т.Мэй, связанному с инцидентом в Солсбери. Соответствующее письмо будет Вам направлено в ближайшее время.

Благодарю Вас.