Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по Сирии

Признательны за брифинг г-ну С.де Мистуре и г-ну Дж.Гингу.

На большей части Сирии, которая находится под контролем её законного правительства, продолжает налаживаться мирная жизнь, в том числе при активном содействии России.

Серьёзное внимание сирийские власти уделяют освобождённым районам в окрестностях Дамаска и на севере провинции Хомс. Туда возвращаются жители. В Восточной Гуте ведётся расчистка улиц от завалов, восстанавливаются жилые дома. Выделены средства на ремонт медицинских учреждений в Нашабии, Харасте, Думе и Млихе. В Растане и Тельбисе завершены работы на высоковольтных линиях электропередачи и трансформаторных подстанциях. Объявлено о возобновлении грузового железнодорожного сообщения между провинциями Тартус и Хомс.

Ничего подобного не происходит в тех районах Сирии, которые в нарушение суверенитета страны оккупирует так называемая «коалиция», придумывая предлоги, чтобы подольше задержаться на сирийской земле. Долгие месяцы прошли с момента освобождения Ракки от ИГИЛ, однако изменений к лучшему не наблюдается. «Освободители», сравнявшие город с землей - медицинские учреждения, пекарни - все, что там было, и которые сегодня пытаются читать нам мораль, ничего для этого не делают.

Трудная ситуация сложилась в лагере Рукбан, находящемся в зоне закрытой для посторонних глаз военной базы «коалиции» Ат‑Танф, и прогресса в гуманитарном снабжении не просматривается. Более того, появляются сообщения о налаженной в этом районе коррупционной схеме: вооружённые группировки взимают солидную плату с желающих покинуть лагерь – до 500 долларов с семьи.

Складывается ощущение, что затягивается международное содействие Сирии в области разминирования, в том числе по линии Службы ООН по разминированию.

Тем временем отряд разминирования Международного противоминного центра Вооружённых Сил России в рекордно короткие сроки провёл четыре уникальные по масштабам и сложности операции: две в архитектурно-историческом комплексе и городской части Пальмиры, а также в Алеппо и Дейр-эз-Зоре. Это позволило десяткам тысяч сирийцев вернуться в свои дома. Были спасены многие бесценные объекты всемирного наследия. Не буду озвучивать статистику – какое количество взрывных устройств обезвредили наши саперы. Она значительна.

Не имеет под собой почвы кликушество по поводу так называемого «Закона № 10», целью которого является не экспроприация собственности, как некоторые пытаются представить, а защита имущественных прав, нарушенных в ходе войны. Сирийская сторона не уклоняется от контактов с ооновскими экспертами по этому вопросу, разъясняет детали, прислушивается к советам.

Неотложная задача – восстановление пострадавших от боевых действий районов, и в этом требуется солидарная помощь всего международного сообщества при активном участии ООН. Содействие в восстановлении Сирии не может обуславливаться какими-либо требованиями политического характера.

Для начала, например, следовало бы вывести из-под удара сирийский сектор здравоохранения, местную фармацевтическую промышленность, гарантировать возможность закупки за рубежом лекарств и медицинского оборудования.

Разочарованы качеством доклада Генерального секретаря по итогам обзора трансграничных гуманитарных операций. Грубейшая ошибка допущена на первой же его странице: отмечается, что гумпоставки через границу якобы предусматриваются для территорий, не контролируемых правительством Сирии. Откуда это все взяли? В резолюции 2165 Совета Безопасности, утвердившей этот механизм, указывается, что возможностями трансграничных гуманитарных поставок должны пользоваться жители всей страны, нуждающиеся в помощи.

Воздержавшись по резолюции 2393, мы направили ясный сигнал о том, что считаем необходимым вести дело к сворачиванию механизма. Проявляя конструктивный подход, мы приняли решение дать ООН и другим заинтересованным сторонам время для подготовки к закрытию «трансгранички», проработки в диалоге с властями в Дамаске новых путей оказания помощи всему населению Сирии.

Однако в ООН такой возможностью не воспользовались. Доклад не учитывает военно-политические аспекты ситуации «на земле», оставляет за скобками основополагающие принципы оказания гуманитарного содействия, включая уважение суверенитета.

Странно, что авторы доклада не нашли ни одного изъяна в «трансграничке». Хотя они есть, и мы об этом хорошо осведомлены.

Хотели бы ещё раз призвать Секретариат ООН приступить к проработке путей, которые обеспечат поэтапный и согласованный отход от «трансгранички» в ближайшем будущем.

В последние дни много говорят об эскалации напряжённости на юго-западе Сирии. Кстати отмечу, что для нас, так же как и для других, небезразличны вопросы безопасности Иордании и Израиля. Надо отметить, что боевики «Джабхат ан-Нусры» регулярно организуют вылазки против сирийских военных и препятствуют достижению локальных замирений с вооружёнными группировками, которые желают сложить оружие и вернуться к нормальной жизни. Такую возможность, как известно, власти дают в рамках государственной амнистии. Города Дераа и Сувейда, а также населённые пункты, сделавшие выбор в пользу замирения, подвергаются ракетно-артиллерийским обстрелам джихадистов.

Есть и другие очаги нестабильности. Весьма напряжённой остаётся обстановка вокруг Фуа и Кафраи – единственного блокированного района в Сирии по классификации ООН. Кроме того, террористы усилили обстрелы жилых кварталов Алеппо.

Некоторые внешние игроки не используют своё влияние для того, чтобы способствовать достижению замирения, а, напротив, подбивают своих подопечных на наступательные действия. Вряд ли это можно рассматривать как свидетельство настроя на взаимодействие в рамках деэскалации.

Напоминаем, что ни одна договорённость о прекращении боевых действий не предусматривает пауз в борьбе с террористами. В Сирии продолжается ликвидация остатков террористических отрядов.
Одновременно в ночь с 17 на 18 июня по расположению сирийских военных и их союзников в районе населённого пункта Аль-Хари к юго-востоку от города Абу-Кемаль в провинции Дейр-эз-Зор были нанесены массированные воздушные удары. В результате погибли десятки людей, находившихся на переднем крае борьбы с террористами. Это не первый инцидент такого рода. Кому это выгодно? Кто даёт шанс экстремистам поднять голову и попытаться восстановить утраченные позиции?

Г-н де Мистура, Россия выступает за решительное продвижение по пути политического урегулирования на согласованной международной основе под эгидой ООН. Недавно Вы приняли участие в консультациях высокого уровня с представителями стран-гарантов Астанинского процесса, поэтому о нашей твёрдой приверженности межсирийскому диалогу Вы хорошо знаете.

Последовательно работаем с сирийскими сторонами, чтобы побудить их к реализации совместных наработок. На данном этапе речь в первую очередь идёт о выполнении сформулированных на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи рекомендаций о формировании конституционного комитета. Правительство Сирии представило свой список делегатов. Как мы понимаем, идёт мыслительный процесс в стане оппозиции, сплочённость которой по-прежнему вызывает вопросы. В конечном итоге, именно сирийцы должны согласовать при содействии ООН все необходимые детали.

В более широком контексте первоочередной является задача восстановления нормальных отношений между Сирией и другими государствами региона, которые были подорваны в течение конфликта. Это ощутимо оздоровило бы обстановку на Ближнем Востоке.