Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим замгенсекретаря по политвопросам г-жу Р.Дикарло и директора по координации УКГВ г-на Р.Раджасингхама за брифинг.

Развитие военно-политической ситуации в Сирийской Арабской Республике в последнее время претерпело существенные изменения. В результате подавления террористической угрозы на большей части территории страны восстановлена власть законного правительства. Значительно снизился уровень насилия. Прилагаются активные усилия по восстановлению разрушенной инфраструктуры, а также возвращению освобожденных районов к нормальной жизни. Разумеется, говорить о прекращении сирийского конфликта было бы преждевременно. Необходимо сначала решить ряд серьезных задач.

В первую очередь, важно продолжить интенсивную работу в поддержку усилий Спецпосланника Г.Педерсена по приданию новой динамики политическому урегулированию в Сирии. Астанинская тройка способствует работе Спецпосланника и вносит свой вклад на политическом треке.

Работа по запуску конституционного комитета и налаживанию политического процесса – это лишь один из элементов нашего общего движения к урегулированию сирийского конфликта. Важно продолжить шаги по борьбе с террористической угрозой и расширению деэскалации на всю территорию САР.

В этом контексте нельзя не обратить внимание на два момента. Во-первых, по ситуации в Идлибе. Мы привержены реализации всех положений соответствующего российско-турецкого Меморандума от сентября 2018 года. Понимаем озабоченности относительно рисков для гражданского населения этой провинции. Тем не менее, для всех очевидно, что ситуация в этой части Сирии эволюционирует в опасном направлении.

Под контролем террористической группировки «Хейят Тахрир Аш-Шам» (ХТШ) находится практически 90% провинции. Террористы не прекращают провокационные вылазки против правительственных войск. С начала года зафиксировано 460 таких инцидентов, жертвами которых стали 30 человек, порядка 100 получили ранения. Серьезную обеспокоенность вызывают вновь поступающие сообщения о том, что боевики ХТШ при «содействии» пресловутых «белокасочников» готовят очередные инсценировки с применением отравляющих веществ. 23 марта поступили сообщения о нанесении экстремистами ударов снарядами, начиненными химвеществами, по населенным пунктам на севере Хамы. Пострадали несколько человек.

Подобный статус-кво нежизнеспособен. Если просто созерцать, то Идлиб станет источником постоянной террористической угрозы для Сирии, ее региональных соседей и других государств. Сделать вид, что нусровцы внезапно стали умеренными оппозиционерами, тоже не получится. Не следует забывать, что в провинции находится приличный костяк террористического интернационала.

Кстати, многие сегодня выражали обеспокоенность эскалацией напряженности в Идлибе, совершенно позабыв про то, что в то же самое время гибло гражданское население в результате ударов коалиции в н.п. Багуз в провинции Дейр-эз-Зор. Мы не слышали, чтобы кто-то призывал «заморозить» ситуацию в этом районе. Хотя то, что привело людей в лагерь «Аль-Хоуль», иначе как масштабной гуманитарной катастрофой назвать нельзя. Пора бы уже отказаться от «двойных стандартов». Или ИГИЛ чем-то отличается от «Нусры»? Если кто-то так думает, то глубоко заблуждается.

Второй момент заключается в том, что, как показывает история, наиболее интенсивно процесс нормализации в Сирии протекает там, где восстанавливается юрисдикция законного правительства. В данном контексте незаконная оккупация ряда территорий страны, в том числе на северо-востоке САР и в районе Ат-Танфа, не только не способствует урегулированию, но и подрывает его перспективы. Я уже говорил про Ат-Танф и хочу подтвердить, что сложной остается ситуация на юге Сирии, в районе лагеря «Рукбан».

Отвечая на гуманитарные призывы, сирийское правительство дало согласие на организацию двух гуманитарных конвоев. Однако реальность такова, что держать десятки тысяч людей во временном лагере на «гуманитарной капельнице» – это просто негуманно.

Проведенный опрос жителей «Рукбана» показал, что подавляющая его часть желает покинуть лагерь. Тем не менее, они не могут этого сделать. С мая 2018 года порядка 800 сирийцам удалось выбраться за пределы «Рукбана» и вернуться в свои дома. Каждый из них заплатил группировке «Магавир Ас-Саура» по 300 долл. США за свою свободу.

Самое устойчивое решение – расселение. В этой связи мы открыли два гуманитарных коридора для вывода жителей лагеря. Правительство Сирии также подготовило шесть автомобильных колонн комфортабельных автобусов, готовых в любой момент выдвинуться непосредственно в «Рукбан» для одновременной эвакуации до 2400 человек в места избранного проживания. При этом условия, созданные в Латакии, Халидие, Эль-Амаре, Хомсе, Мхине, Эль-Карьятейне, Пальмире, а также в пригородах Дамаска и Алеппо, могут обеспечить достойное размещение более 35 тыс. человек.

26 марта российские военные инициировали координационное совещание в КПП «Джлеб» по выработке пошаговых мероприятий, направленных на расселение «Рукбана», вместе с представителями офисов УВКБ, УКГВ, Сирийского общества Красного Полумесяца, сирийских властей. Приняли участие и шейхи племен, находящихся в лагере. Американские коллеги были приглашены, но прибыть отказались, как отказались и пропустить участников совещания в т.н. «зону безопасности» вокруг Ат-Танфа.

Тем не менее, мы настроены на продолжение диалога по «Рукбану» со всеми заинтересованными сторонами, включая ООН, США и Иорданию, без предварительных условий и политизации гуманитарных аспектов этой работы. Исходим из того, что законное право всех сирийских беженцев и ВПЛ на возвращение в места своего постоянного проживания должно быть обеспечено и реализовано.

В принципиальном плане следует пересмотреть саму парадигму оказания гуманитарной помощи в Сирии. Конференция «Брюссель-III» с точки зрения накопления финансовых средств была важной, но без участия сирийского правительства решать гуманитарные проблемы в Сирии не получится. Призываем организаторов пересмотреть свои подходы. Подчеркиваем необходимость поставить окончательную точку в антирежимных проектах, под какими бы форматами они ни продвигались.

Вновь призываем осознать пагубность односторонних санкций, введенных против Дамаска рядом западных стран, которые лишь усугубляют гуманитарную ситуацию в Сирии. Страдают обычные граждане. Более того, такая политика противоречит логике гуманитарной работы. Получается, что одной рукой оказывается содействие, а другой – блокируются возможности для использования и укрепления национального потенциала для помощи сирийскому населению. Начать можно было бы с разблокирования средств, отведенных на нужды развития в Сирии по линии крупнейших международных финансовых институтов.

Пора прекращать спекулировать на теме беженцев. Возвращение должно быть добровольным. Известно, что большинство сирийцев желают вернуться на родину. Сирийское правительство готово предоставить необходимые гарантии. Поток сирийских беженцев, возвращающихся в места постоянного проживания в Сирии, неуклонно увеличивается. В начале марта Сирию посетила делегация во главе с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Ф.Гранди.

Помимо состоявшихся в Дамаске контактов с руководством Сирии, ооновцы смогли посетить места размещения вернувшихся сирийцев в провинции Хомс и Хама. Примечательно, что в ходе такой ознакомительной поездки и живого общения с сирийцами ооновцы воочию убедились в том, что репатрианты проживают в нормальных условиях и не выражают каких-либо жалоб после возвращения.

Предлагаем подключиться к честному партнерскому взаимодействию по возвращению стабильности в Сирию, не только путем противодействия теругрозе, но и через возрождение экономики страны. Россия вносит свой вклад: с нашей помощью восстановлено более 31 тыс. жилых домов, 148 медицинских и 836 образовательных учреждений. Отремонтировано более тысячи км. автомобильных дорог.

Вместе мы сможем положить конец боевым действиям в САР и сфокусироваться на продвижении политического процесса, который позволит обеспечить в стране национальное примирение.

Благодарю Вас.