Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим Спецпосланника Генсекретаря г-на С.де Мистуру за доклад о положении дел на сирийском политическом треке.

Исходим из того, что 18 декабря 2018 года в Женеве был достигнут важный прорыв на этом направлении. Сожалеем, что ряд членов Совета предпочитает это не замечать. В результате напряженной, кропотливой и трудной работы в развитии решений Конгресса сирийского национального диалога при активном содействии Астанинской «тройки» был определен состав Конституционного комитета. Сделан очень важный шаг на пути урегулирования сирийского кризиса на базе резолюции СБ 2254. В этот же день министры иностранных дел Исламской Республики Иран, Российской Федерации и Турецкой Республики как страны-гаранты Астанинского формата провели трехстороннюю встречу, а также консультации с С.де Мистурой, в ходе которых передали список кандидатов от гражданского общества для включения в состав Конституционного комитета. Список, одобренный, подчеркиваю, Дамаском и сирийской оппозицией. Напомню, что правительственный и оппозиционный списки комитета были направлены С.де Мистуре еще в мае и июле 2018 года.

Проведенная работа получила высокую оценку со стороны Спецпосланника, который отметил значительный вклад Астанинской тройки в процесс создания этого уровня. Сегодня мы это тоже слышали.

Министры приняли совместное заявление, которое вчера было распространено в качестве официального документа СБ ООН. В нем отмечается, что в ходе встречи в Женеве руководители внешнеполитических ведомств трех стран подтвердили решимость содействовать началу работы Конституционного комитета, в том числе путем определения во взаимодействии с сирийскими сторонами и Спецпосланником по Сирии его общих руководящих принципов. Особо акцентировалось, что дух компромисса и конструктивного участия его членов является необходимым условием для обеспечения наибольшей возможной поддержки решений Комитета со стороны сирийского народа.

Была достигнута договоренность прилагать усилия, чтобы провести первое заседание Конституционного комитета в начале 2019 года в Женеве. Это будет важным шагом в плане подготовки конституционной реформы в Сирии, на основе которой в соответствии с резолюцией СБ 2254 должны состояться всеобщие выборы.

Убеждены, что эти шаги положат начало жизнеспособному и долгосрочному политическому процессу, ведомому и осуществляемому самими сирийцами при содействии ООН в соответствии с резолюцией СБ 2254 и решениями Конгресса национального сирийского диалога в Сочи.

Выражаем признательность С.де Мистуре за активные усилия по продвижению политического процесса в Сирии и помощь работе Астанинского формата, который внес значительный вклад в плане перевода вооруженного противоборства в политическое русло. Особая благодарность казахстанским партнерам за их вклад в запуск и функционирование Астанинской площадки.

Мы отдаем себе отчет, что некоторые могут быть не удовлетворены подвижками, достигнутыми в российско-турецко-иранском взаимодействии. В первую очередь, теми, кто до сих пор где-то глубоко внутри лелеет надежду на «смену режима» в рамках планов по перекройке Ближнего Востока по приемлемым для них лекалам. Сначала они говорили: нет Конституционного комитета – это плохо. Теперь, когда, списки согласованы, говорят это все равно не хорошо и не сбалансировано. Логики не видим.

Всех, кто не намерен продвигать в отрыве от истинных желаний сирийского народа сценарии, замешанные на подходах геополитического инжиниринга, призываем помочь деятельности трех стран-гарантов Астанинского формата по запуску на деле нужного Сирии, ближневосточному региону и всему международному сообществу всеобъемлющего политического процесса, отталкиваясь от решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи и резолюций СБ ООН по Сирии.

Одновременно представляется важным, чтобы достигнутые на политическом направлении результаты, закреплялись реальными, а не декларативными шагами, направленными на решение гуманитарных проблем Сирийской Арабской Республики и ее постконфликтное восстановление.

Мы неоднократно слышали и слышим, прежде всего, от наших западных партнеров, что наращивание содействия и снятие односторонних санкций будут возможны лишь после реальных подвижек урегулирования. Этот момент настал, и мы рассчитываем, что коллеги не откажутся от своих слов и не будут выдвигать новых политизированных условий.

Мы не пытаемся создать впечатление, что в Сирии все в порядке. Есть много проблем, которые предстоит решать в будущем. В первую очередь, это касается Идлиба, где турецкие партнеры прилагают серьезные усилия в рамках имеющихся обязательств по размежеванию террористических и умеренных группировок. Вновь призываем всех тех, кто имеет влияние на эти группы, провести с ними воспитательную работу.

Однако, ситуация в Сирии действительно изменилась. И изменилась к лучшему. Многие государства осознали состоявшиеся изменения. Отмечаем позитивные шаги со стороны региональных государств, стремящихся нормализовать отношения с Дамаском.

Выражаем надежду на то, что настрой на полноформатное восстановление отношений арабских стран с Сирией и скорейшее возвращение Сирии в «арабскую семью» окажет существенную поддержку процессу сирийского урегулирования, в соответствии с фундаментальными принципами международного права и положениями Устава ООН.

Г-н Председатель,

Нам, трем странам-гарантам, удалось сделать то, к чему нас усиленно призывали, в чем нас убеждали, на чем настаивали и даже угрожали. Ответьте, кто-нибудь еще способен был это сделать? Вы полагаете, что этого можно было достичь просто составив свой собственный список и передав его С.де Мистуре? Хотел бы подчеркнуть, легитимным будет не тот список, на который даст свое согласие малая группа, а тот, с которым согласятся представители сирийских сторон – Дамаска и оппозиции, а это как раз и произошло.

Мы убеждены, что у всех нас есть шанс запустить реальный политический процесс для надежного устойчивого урегулирования в Сирии. Логично, что его основой должны стать результаты уже проделанной работы Астанинской «тройки». В плотной координации с ООН, Астанинская «тройка» готова энергично заниматься этим вопросом. Мы исходим из того, что последнее слово должно оставаться за самими сирийцами.

Благодарю Вас.