Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по работе санкционного Комитета СБ 1591 по Судану
Г-н Председатель,
Мы приняли к сведению отчет Постпреда Польши Йоанны Вронецкой о работе санкционного Комитета СБ 1591 по Судану.
Отмечаем в целом положительную динамику военно-политической обстановки и урегулирования конфликта в Дарфуре. Ситуация в области безопасности стабильна. Вооруженное насилие идет на спад. Прекратились масштабные столкновения и межобщинные конфликты. Беженцы и внутренне перемещенные лица возвращаются к местам изначального проживания.
Исходим из безальтернативности Дохийского Документа о мире в Дарфуре в качестве основы политического урегулирования в регионе. Приветствуем осуществляемые Хартумом меры по его реализации. Подписание 6 декабря 2018 г. в Берлине «предварительного соглашения о возобновлении мирного процесса» говорит о приверженности сторон достижению устойчивого мира в регионе через переговоры.
В этой связи обескураживает неконструктивная переговорная позиция Абдул-Вахида Нура. Необходимо признать, что «заигрывание» с непримиримыми лишь вредит мирному процессу. Полагаем, что внешние спонсоры суданской оппозиции должны активнее побуждать своих протеже к более реалистичным запросам.
Г-н Председатель,
Как не раз говорилось в этих стенах: санкции – не конечная цель, а один из инструментов в арсенале Совета для стимулирования мирного процесса и политического диалога. Наблюдаемые нами позитивные подвижки в Дарфуре говорят о том, что введенные 14 лет назад санкции уже выполнили свое предназначение. Очевидна актуальность выработки четкой «дорожной карты» отмены санкций СБ ООН в отношении Судана.
В контексте намеченного сворачивания миротворческого контингента ЮНАМИД хотели бы напомнить о весьма логичной и своевременной рекомендации бывшего председателя Комитета СБ 1591 о том, что послабления в санкционном режиме должны идти «рука об руку» с выводом «голубых касок».
Опыт Эритреи показывает, что при наличии надлежащей политической воли со стороны западных членов Совета добиться существенных подвижек в деле снятия санкций вполне возможно. Пока же мы, к сожалению, таковой не наблюдаем. Более того, уже сейчас от «правозащитных активистов» слышатся сигналы в пользу фактического ужесточения суданского санкционного режима СБ ООН через выделение сексуального и гендерно мотивированного насилия в качестве отдельного критерия листинга, расширение потенциала и полномочий в данной сфере экспертов Комитета СБ 1591 и увязывание эвентуального снятия санкций с Судана с урегулированием проблемы секснасилия в Дарфуре.
Мы считаем, что подобная «трансформация» грозит перевернуть с ног на голову всю сущность суданского санкционного режима, введенного в интересах защиты международного мира и безопасности. Инициаторы таких «нововведений» исходят не из динамики реальной ситуации «на земле», а из собственной узконациональной повестки дня, зачастую далекой от интересов урегулирования в Дарфуре.
Г-н Председатель,
Ряд наших коллег затронул сегодня тему протестов в Судане. Хотели бы подчеркнуть в этой связи, что данный сюжет не соотносится с предметом нашего заседания. Цель подобной тактики очевидна – создать впечатление о том, что у Совета Безопасности есть мандат обсуждать в контексте суданского санкционного режима этот внутрисуданский вопрос. Хочу подчеркнуть – это никоим образом не соответствует реальности, и не следует никого вводить в заблуждение по данному поводу.
Вообще трудно избавиться от ощущения, что будирование вопроса антиправительственных выступлений в Хартуме, само по себе являющееся неприкрытым вмешательством во внутренние дела суверенного государства, идет в русле «геополитической инженерии» и известной линии Запада на смену неугодных «режимов». К чему это привело в Ливии, Южном Судане и некоторых других странах – хорошо известно. Мы не хотим делать СБ ООН и Комитет 1591 заложниками геополитической повестки наших западных коллег.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что любой санкционный режим СБ должен подвергаться обзору, адаптируясь к реалиям «на земле». Держа именно это в уме, мы согласовали резолюцию СБ 2400, где четко сформулирована необходимость регулярного проведения такого обзора. Надеемся, что вскоре будут выработаны конкретные параметры снятия санкций. Очевидно, что время для этого пришло.
Благодарю за внимание.