Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по работе санкционного Комитета СБ 1591 по Судану

Г-н Председатель,

Мы приняли к сведению отчет Постпреда Польши Йоанны Вронецкой о работе санкционного Комитета СБ 1591 по Судану.

Отмечаем в целом положительную динамику военно-политической обстановки и урегулирования конфликта в Дарфуре. Ситуация в области безопасности стабильна. Вооруженное насилие идет на спад. Прекратились масштабные столкновения и межобщинные конфликты. Беженцы и внутренне перемещенные лица возвращаются к местам изначального проживания.

Исходим из безальтернативности Дохийского Документа о мире в Дарфуре в качестве основы политического урегулирования в регионе. Приветствуем осуществляемые Хартумом меры по его реализации. Подписание 6 декабря 2018 г. в Берлине «предварительного соглашения о возобновлении мирного процесса» говорит о приверженности сторон достижению устойчивого мира в регионе через переговоры.

В этой связи обескураживает неконструктивная переговорная позиция Абдул-Вахида Нура. Необходимо признать, что «заигрывание» с непримиримыми лишь вредит мирному процессу. Полагаем, что внешние спонсоры суданской оппозиции должны активнее побуждать своих протеже к более реалистичным запросам.

Г-н Председатель,

Как не раз говорилось в этих стенах: санкции – не конечная цель, а один из инструментов в арсенале Совета для стимулирования мирного процесса и политического диалога. Наблюдаемые нами позитивные подвижки в Дарфуре говорят о том, что введенные 14 лет назад санкции уже выполнили свое предназначение. Очевидна актуальность выработки четкой «дорожной карты» отмены санкций СБ ООН в отношении Судана.

В контексте намеченного сворачивания миротворческого контингента ЮНАМИД хотели бы напомнить о весьма логичной и своевременной рекомендации бывшего председателя Комитета СБ 1591 о том, что послабления в санкционном режиме должны идти «рука об руку» с выводом «голубых касок».

Опыт Эритреи показывает, что при наличии надлежащей политической воли со стороны западных членов Совета добиться существенных подвижек в деле снятия санкций вполне возможно. Пока же мы, к сожалению, таковой не наблюдаем. Более того, уже сейчас от «правозащитных активистов» слышатся сигналы в пользу фактического ужесточения суданского санкционного режима СБ ООН через выделение сексуального и гендерно мотивированного насилия в качестве отдельного критерия листинга, расширение потенциала и полномочий в данной сфере экспертов Комитета СБ 1591 и увязывание эвентуального снятия санкций с Судана с урегулированием проблемы секснасилия в Дарфуре.

Мы считаем, что подобная «трансформация» грозит перевернуть с ног на голову всю сущность суданского санкционного режима, введенного в интересах защиты международного мира и безопасности. Инициаторы таких «нововведений» исходят не из динамики реальной ситуации «на земле», а из собственной узконациональной повестки дня, зачастую далекой от интересов урегулирования в Дарфуре.

Г-н Председатель,

Ряд наших коллег затронул сегодня тему протестов в Судане. Хотели бы подчеркнуть в этой связи, что данный сюжет не соотносится с предметом нашего заседания. Цель подобной тактики очевидна – создать впечатление о том, что у Совета Безопасности есть мандат обсуждать в контексте суданского санкционного режима этот внутрисуданский вопрос. Хочу подчеркнуть – это никоим образом не соответствует реальности, и не следует никого вводить в заблуждение по данному поводу.

Вообще трудно избавиться от ощущения, что будирование вопроса антиправительственных выступлений в Хартуме, само по себе являющееся неприкрытым вмешательством во внутренние дела суверенного государства, идет в русле «геополитической инженерии» и известной линии Запада на смену неугодных «режимов». К чему это привело в Ливии, Южном Судане и некоторых других странах – хорошо известно. Мы не хотим делать СБ ООН и Комитет 1591 заложниками геополитической повестки наших западных коллег.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что любой санкционный режим СБ должен подвергаться обзору, адаптируясь к реалиям «на земле». Держа именно это в уме, мы согласовали резолюцию СБ 2400, где четко сформулирована необходимость регулярного проведения такого обзора. Надеемся, что вскоре будут выработаны конкретные параметры снятия санкций. Очевидно, что время для этого пришло.

Благодарю за внимание.