Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по Абьею

Уважаемый Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Генсекретаря Жан.-Пьера Лакруа и спецпосланника Николаса Хейсома за обстоятельные брифинги.

Считаем продолжение совместных усилий сторон, включая политдиалог на высшем уровне, ключевым для успешного продвижения межсуданского урегулирования. Основа для взаимодействия Хартума и Джубы имеется, это - двусторонние соглашения, заключенные в сентябре 2012 г. в Аддис-Абебе, а также соответствующие резолюции СБ ООН.

Приветствуем наметившееся в последнее время улучшение отношений двух Суданов. Отдаем должное эффективному участию Хартума в посреднических усилиях ИГАД по ревитализации южносуданского мирного соглашения.

Отмечаем усилия Афросоюза и его Группы высокого уровня (ГВУАС, AU High-level Implementation Panel, AUHIP) под руководством Табо Мбеки. Надеемся, что Группа и впредь будет значимым механизмом содействия нормализации отношений между двумя странами.

С удовлетворением отмечаем в целом стабильную обстановку в Абьее, а также конструктивные отношения представителей Временных сил безопасности ООН в Абьее (ВСБА) с местными жителями и  предпринимаемые ооновцами меры по предотвращению межобщинных конфликтов.

Среди позитивных моментов хотели бы также выделить периодическое проведение встреч «комитетов мира» из представителей нгок динки и миссерии. Отрадно, что на подобных мероприятиях решаются вопросы охраны правопорядка и хозяйственной деятельности. Важно, что общий рынок в Амьете постепенно становится центром экономической активности не только для Абьея, но и более широкого региона. Уверены, что это служит восстановлению доверия и примирению двух общин.

Г-н Председатель,

Сожалеем, что далеко не все положения межсуданского соглашения от 20 июня 2011 г. выполняются, в районе сохраняется вакуум власти. Нарушается демилитаризованный статус самого Абьея и буферной зоны на межсуданской границе. Хотелось бы видеть более регулярные  контакты на уровне лидеров двух Суданов.

Говоря о Совместном механизме погранконтроля (СМПК,  Enhanced Border Joint Verification Mechanism, EJBVM), приветствуем прогресс в выполнении сторонами обязательств по запуску его полноценной работы.

Считаем СМПК важным элементом предотвращения инцидентов между сторонами. По-прежнему исходим из того, что сворачивание его поддержки со стороны ВСБА может полностью парализовать данную структуру, пагубно сказаться на перспективах полного урегулирования ситуации вокруг Абьея.

Руководствуясь этим, поддержали принятие резолюции СБ 2412, продляющей соответствующий мандат ВСБА на полгода, готовы поддержать соответствующее продление и в октябре.

Г-н Председатель,

Мы приняли к сведению письмо Генсекретаря с предложениями по переформатированию ВСБА. Считаем, что к этому вопросу надо подходить осторожно и взвешенно. Понимаем обеспокоенность отсутствием прогресса в урегулировании абьейского спора. Отмечаем, что целый ряд факторов мешает Хартуму и особенно Джубе демонстрировать гибкость, необходимую для урегулирования окончательного статуса Абьея. В таких условиях Временные силы безопасности ООН играют важную роль в поддержании стабильности в регионе.

Хотелось бы еще раз напомнить, что ВСБА работают в условиях "классического" миротворчества, когда сторонами конфликта выступают государства. В этой связи при принятии решения о реконфигурации миссии необходимо руководствоваться базовыми принципами миротворчества. Исходим из того, что предлагаемые Секретариатом изменения, касающиеся усиления гражданского компонента, изменения мандата и численных параметров миссии, сначала должны быть поддержаны и Хартумом, и Джубой.

Разумеется, следует учитывать и мнение стран-поставщиков контингентов, иначе эффект от подобной реконфигурации может оказаться прямо противоположным.

Благодарю Вас.