Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Г.В.Кузьмина на брифинге в Совете Безопасности в связи с рассмотрением доклада Прокурора Международного уголовного суда о расследовании ситуации в Дарфуре

Хотел прокомментировать Ваш доклад, г-жа Прокурор, а по большему счету комментировать нечего. Динамики в расследовании – ноль. Документ, который, по идее, должен касаться деятельности Суда, вместо этого во многом посвящен описанию международных визитов Президента Судана. В остальном отчет изобилует цитатами из страновых докладов Генерального секретаря и стенограмм профильных брифингов Совета Безопасности.

Заслуживает внимания, пожалуй, один сюжет. На нем я остановлюсь подробно. МУС продолжает обращаться к государствам-членам ООН, в том числе не являющимся участниками Римского статута, с призывом арестовать и передать суду тех или иных фигурантов расследуемых дел. В частности, речь идет об аресте Президента Судана со ссылкой на резолюцию СБ 1593.

Между тем в этой резолюции прямо указано на то, что государства, не являющиеся участниками Римского статута, не несут по нему обязательств и, таким образом, не обязаны удовлетворять подобного рода просьбы МУС. Если мне не изменяет память, это было внесено в резолюцию как раз по предложению Соединенных Штатов. При этом сам факт передачи Советом Безопасности ситуации в МУС автоматически не влечет за собой прекращения иммунитета должностных лиц соответствующих государств. Надеемся, что и в государствах-участниках Статута это  понимают.

Иммунитет должностных лиц государств от уголовной юрисдикции – одна из ключевых норм обычного международного права, важнейший элемент стабильности международных отношений. Персональный иммунитет высших должностных лиц не имеет каких-либо исключений по обычному праву. Все же без исключения иные должностные лица обладают функциональным иммунитетом.

Таким образом, созданная МУС ситуация привела к тому, что государства последовательно, что мы видим, собственно говоря,  отказываются выполнять ордер на арест, выданный в Гааге в отношении Президента Судана. Для нас это не удивительно. Государства поступают в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами. Такая ситуация приводят к тому, что рейтинг доверия по отношению к Международному уголовному суду неуклонно падает. Увы, такова данность, таковы наши оценки.

Поэтому, к сожалению, вынужден сказать, что на сегодня МУС – не тот орган, который способен эффективно выполнять задачи, порученные ему в свое время Советом Безопасности.