Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Руководителя Росстата С.Н.Егоренко в ходе мероприятия «Цифровая повестка ЕАЭС: «Роль национальных статистических служб» «на полях» сессии Статкомиссии ООН

Дорогие друзья,

В последнее время на самых различных международных площадках идет активное обсуждение будущего статистики, о том какое место она должна занять в цифровом будущем. Но пока мы все это обсуждаем, цифровое будущее уже наступило. Мы прекрасно видим, что традиционные методы статистического наблюдения замещаются новыми источниками данных, информационные агентства и многочисленные поисковые системы распространяют информацию быстрее, интереснее и в большем объеме, нежели это делает официальная статистика. Все это заставляет нас, статистиков, уже сегодня искать новые подходы к работе с данными и потребителями нашей информации. В России цифровая повестка сформировалась в конце прошлого года, когда была утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и, конечно, за 5-7 минут очень сложно рассказать о всех грандиозных планах, которые мы перед собой ставим. Тем не менее, постараюсь успеть дать вам самую общую информацию о том, что мы планируем сделать.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает, во-первых, цифровизацию государственного управления и создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных. Эти задачи будут решены с использованием различных платформенных решений, срок реализации программы довольно жесткий – 2024 г. Причем большинство платформенных решений должно быть обеспечено уже к концу 2021 г. В рамках одного из федеральных проектов – в рамках национальной программы – планируется создание национальной системы управления данными. Эта система нацелена на повышение доступности и эффективности использования государственных данных, и в рамках системы управления данными одним из сегментов прикладных решений – пожалуй, основным прикладным решением – станет цифровая аналитическая платформа предоставления статистических, административных данных и нормативно-справочной информации. За создание и внедрение в эксплуатацию этой платформы ответственность несет Росстат (Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации).

Проблемы, которые мы видим и которые требуют решения в самое ближайшее время, это, прежде всего, высокая отчетная нагрузка на бизнес, на отчитывающиеся объекты, избыточность этой нагрузки и дублирование запросов от различных органов власти. Мы также видим, что можно повысить эффективность расходования бюджетных средств на процесс производства статистических данных. Кроме того, мы пока не в полной мере удовлетворяем потребности пользователей, которые хотят получать больше информации и самой детализированной информации по всем социально-экономическим явлениям.

Нельзя забывать, что мы живем в период резкой трансформации подходов к статистическому наблюдению. Еще несколько лет назад основными источниками информации и основными способами сбора информации были бумажные формы статнаблюдения, теперь это электронный сбор. Однако мы уже активно используем административные данные и подбираемся к использованию альтернативных источников данных, в т.ч. больших данных. Если заглянуть в будущее, можно предположить, что после 2025 г. основу статистического наблюдения будут составлять большие данные, а также потоковый сбор данных от предприятий в режиме M2M.

Итак, что из себя представляет цифровая аналитическая платформа, которую мы планируем запустить уже через несколько лет? По сути, это совокупность информационных решений, которые обеспечили бы автоматизацию процесса статистического производства, которые позволили бы максимально сократить отчетную нагрузку на респондентов, сделать процесс сбора статистических данных незаметным, необременительным для бизнеса. При этом процесс распространения статистики должен стать удобным для всех пользователей и удовлетворяющим растущий спрос на информацию.

При проектировании цифровой аналитической платформы, мы исходим из подхода, который заложен в международном стандарте GSBPM. Стандарт предполагает четкое построение производственного процесса, и мы планируем цифровизовать деятельность в рамках каждого из этих восьми этапов статистического производства.

Кратко о цели создания платформы. В рамках платформы мы планируем обеспечить переход к новой, по сути дела принципиально новой модели производства и распространения статинформации, которая реализовывала бы принципы единого информационного пространства данных, принципиально нового качества данных, прослеживаемостей и взаимосвязи понятий объектов статистического учета, однократности предоставления первичных статданных, многократного их использования и интеграция этой модели в цифровую экономику нашей страны.

Задачи платформы очевидны. Не буду на этом подробно останавливаться. Хотел бы только подчеркнуть, что ключевой задачей является повышение качества принимаемых управленческих решений за счет формирования аналитической информации на базе всего объема первичной информации, которая будет иметься в нашем распоряжении.

Схема аналитической платформы выглядит примерно таким образом. Естественно, это набор определенных компонентов, большинство из которых должны быть введены в эксплуатацию уже в начале следующего года.

Задача очень амбициозная, однако мы с оптимизмом смотрим на этот процесс. Задача уже в рамках первого этапа внедрения цифровой аналитической платформы – это переход к единым требованиям к сбору, обработке и хранению статданных, проведение пилотов по использованию больших данных в самых различных статистических направлениях и повышение аналитической возможности первичных данных.

Установлены довольно жесткие целевые индикаторы, которые необходимо достичь до 2024 г. Отмечу, что в задачу мы поставили кардинально сократить количество форм федерального статистического наблюдения, сократить сроки формирования официальной статистической информации и добиться распространения данных в формате открытых данных самого последнего высокого уровня в т.ч. в формате «linked open data», а также обеспечить полный доступ к деперсонифицированным микро- и макроданным не только по населению и домохозяйствам, но и по предприятиям.

Преимущества платформы на наш взгляд очевидны, мы надеемся, что платформа будет одинаково полезна как для тех, кто принимает решения, так и для исполнителей, а также – для бюджета, который будет сокращен. Для тех, кто собирает данные, естественно, будут более удобные единые требования и форматы. Для бизнеса преимущества очевидны – это снижение отчетной нагрузки, разработка удобных инструментов предоставления данных в органы статистики. Ну и для экспертов это, естественно, API-инструменты и возможность работы с массивами деперсонифицированных данных. Как я уже сказал, задачи довольно амбициозные, но мы их перед собой поставили и надеемся, что тот график, который мы для себя наметили, мы выполним и уже через год готовы будем поделиться с вами первыми результатами этой большой работы.

Спасибо за внимание.