Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление И.о.Постоянного представителя Д.А.Полянского по мотивам голосования по резолюции СБ ООН о продлении санкций в отношении Южного Судана

Г-н Председатель,

Российская делегация воздержалась при голосовании по резолюции СБ ООН 2428 о продлении санкций в отношении Южного Судана.

Мы не стремимся приукрасить ситуацию в этой стране. Знаем, что там по-прежнему фиксируются совершаемые сторонами нарушения режима прекращения боевых действий, сохраняется стабильно тяжелая  гуманитарная ситуация. Но при этом очевидны и положительные моменты в процессе урегулирования. Среди них, помимо уже имевших место встреч южносуданских лидеров Сальва Кира и Риека Мачара, еще и состоявшееся 27 июня подписание Хартумской декларации, а также намеченные на ближайшее будущее многообещающие переговоры в Найроби. На наших глазах запущенный меньше месяца назад исключительно благодаря ИГАД формат контактов южносуданских политиков превращается в полноценную переговорную площадку.

Мы согласны со словами нашего эфиопского коллеги - если это не прогресс, то что это? Разве могут те, кто действительно заинтересован в наступлении мира в этой многострадальной стране думать иначе?

В подобных условиях логично было бы поддержать линию Африканского Союза, о необходимости укрепления партнерства с которым мы будем говорить в Совбезе на следующей неделе, а также солидаризироваться посредническими усилиями ИГАД, члены которой, как известно, однозначно заявили о несвоевременности наращивания санкционного давления на РЮС. Сожалеем, что сегодня наш Совет разочаровал сторонником такого подхода.  Вместо того, чтобы прислушаться к позиции регионалов коллеги бездумно схватились за "санкционную дубину".

Убеждены, что введение санкций в отношении действующих участников политпроцесса либо же членов правительства – контрпродуктивно. Не будет позитивного эффекта для процесса политического урегулирования и от оружейного эмбарго. Из слов наших американских коллег можно сделать вывод о том, что эмбарго – чуть ли не панацея от всех бед.

Все мы прекрасно знаем, что Южный Судан буквально наводнен оружием, однако попытки ограничить его поставки не должны быть направленны лишь на правительственные силы. Опыт соседних стран региона показывает, что к прекращению вооруженного насилия приводит не эмбарго, а планомерная работа по реформированию силовых структур, выполнение программ по сбору оружия у населения, разоружение и демобилизация комбатантов.  

Наконец, не могу не сказать о том, что у нас вызывают все больше вопросов рабочие методы "пенхолдеров", благодаря стараниям которых в СБ по-прежнему наблюдается глубокий раскол по южносуданскому досье.

Вряд ли такие действия способствуют укреплению авторитета Совета и ООН в целом, о которых на словах так пекутся те, кто поддержал сегодня проект резолюции. Дела, как мы видим, доказывают обратное.

Что до России, то мы не поддерживали и не будем поддерживать линию по навязываю независимым странам и регионам решений, удобных для внерегиональных сил по внутриполитическим или иным соображениям.

Хочется надеяться, что, несмотря на сегодняшний деструктивный шаг, хрупкий процесс налаживания конструктивного диалога между южносуданскими сторонами не будет подорван, а соответствующие усилия посредничества ИГАД будут продолжены.

Благодарю Вас.