Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление и ответы на вопросы российских СМИ Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи по итогам заседания Совета Безопасности ООН по Сирии

В.А.Небензя: Разделяем всеобщую приверженность делу мира, свободного от химического оружия, и крайне обеспокоены непрекращающимися на Ближнем Востоке рецидивами «химического» терроризма.

Позиция Российской Федерации неизменна - мы осуждаем применение химического оружия кем бы то ни было и при каких бы то ни было обстоятельствах. Виновные в таких преступных деяниях должны понести ответственность.

На протяжении последних трех лет Российская Федерация и Китайская Народная Республика предпринимали неоднократные попытки инициировать в Совете Безопасности ООН адекватную такого рода вызовам и угрозам реакцию, которые, к сожалению, не находили должного понимания у наших западных партнеров.

В марте 2016 года Россия предложила разработать на Конференции по разоружению в Женеве новую Международную конвенцию по борьбе с актами химического и биологического терроризма, что также было встречено несколькими странами Запада без особого энтузиазма.

Российская Федерация изначально не только поддержала идею создания СМР, но вошла в число соавторов резолюции СБ ООН 2235 и, впоследствии, поддержала продление СМР в 2016 году с надеждой на то, что ему удастся исправить изъяны в своей работе и он будет уделять большее внимание «химической» деятельности негосударственных субъектов в регионе.

Рассчитывали на то, что данная Структура будет выполнять поставленные перед ней ответственные задачи в независимо, непредвзятой и профессиональной манере, дабы на основе твердых и достоверных свидетельств выявить исполнителей и заказчиков подобных преступлений.

К сожалению, за два года в деятельности Механизма отчетливо проявился целый ряд фундаментальных изъянов, а именно: дистанционные методы работы без выезда на место происшествий; опора на весьма сомнительные и полученные от оппозиционных группировок свидетельства, фактический отказ от использования всей полноты предусмотренных Конвенцией о запрещении химического оружия методов и средств расследования.

Выводы седьмого доклада СМР в отношении расследования инцидента в Хан-Шейхуне оказались нонсенсом противоречащим законам физики и баллистики. Он полон пробелов и противоречий, которые российские эксперты обнаружили с избытком. Их подробный анализ находится в открытом доступе и может помочь лучше понять российскую позицию.

Несмотря на очевидный провал СМР осмелился назначить виновной всю Сирийскую Арабскую Республику в применении химического оружия. По этой причине давно назрела необходимость исправить то, как СМР ведет свою работу.

В интересах повышения эффективности СМР мы внесли в ноябре на рассмотрение СБ ООН проект резолюции о продлении и усилении его мандата путем приведения деятельности Механизма в соответствие с высокими стандартами Конвенции о запрещении химического оружия.

Некоторые члены Совета отказались поддержать наш проект и теперь несут всю ответственность за прекращение работы СМР. Это лишний раз доказывает, что поддержание антисирийской истерии – единственный для них приоритет, для достижения которого они и манипулировали СМР.

 

В.A.Небензя: Наша резолюция не прошла бы – это очевидно. Наши партнеры не были готовы ее принять. Она не прошла в следствии того , что у нас не было достаточного количества голосов за нее, но она не была ветирована.

Следующая резолюция – американская, она непременно была заветирована нами, что мы и сделали сегодня. Последнее слово осталось за нами, мы заветировали резолюцию и поэтому поводу поднялась беспощадная пропагандистская кампания. Она уже наверняка идет, я советую следить за пресс-релизами Миссии США при ООН, за заявлениями других западных членов Совета Безопасности.

Даже во время заседания мы не слышали оценки роли СМР или оценки доклада, мы слышали о роли России во всем этом процессе. Звучало только одно слово «Россия». И более того, наш английский коллега собственно говоря выдал главную цель для чего все это затевалось. О том, что ситуация, при которой мы не пропустили заведомо не проходную резолюцию США по продлению мандата СМР подтверждает, что России нет места в сирийском урегулировании сегодня было сказано дважды – первый раз нашим британским коллегой, и второй раз Постпредом США Н.Хейли. Вот, собственно говоря, ради чего все это затевалось.

Вопрос: Сегодня или завтра механизм прекратит свое существование. Будут ли продолжены консультации? Будет ли продолжена работа?

В.A.Небензя: СМР не является механизмом контроля за сирийским химическим досье. Сирия является членом ОЗХО, страна добровольно сдала по нашей инициативе все свое химическое оружие и контролируют выполнение этого процесса не СМР, а ОЗХО. Проблемы с контролем выполнения Сирией своих обязательств по химическому разоружению никуда не ушли.

Вопрос: А в случае применения химоружия, кто будет заниматься расследованием?

В.A.Небензя: У  нас по-прежнему есть Совместная миссия по установлению фактов, механизм, который создан в Организации по запрещению химоружия. Он, собственно, этим и занимался до создания СМР, который был призван устранить те недостатки в работе МУФС, которые мы отмечали.

СМР является совместным детищем США и России, на который мы весьма рассчитывали. Но, к сожалению, он не оправдал своих надежд, потому что 7-ой доклад, который вышел по 2 атакам в Умм-Хоше и Хан-Шейхуне подтвердил, что это не расследование, это фальшивка по своей сути.

Вопрос: Если время еще есть, хотя бы один день, – ожидаете ли Вы, что завтра кто-то предложит альтернативный вариант резолюции или Россия что-то сделает, чтобы продлить?

В.A.Небензя: Если будет альтернативный вариант резолюции, похожей на ту, которую предложили американцы, у него тоже нет никаких шансов на принятие. Я знаю, в кулуарах сейчас ходят разговоры о том, что нам надо сделать техническое продление СМР и заняться вопросом согласования того, как он будет функционировать в дальнейшем. Мы говорили и сейчас говорим, если СМР суждено остаться в живых, то это должен быть механизм, который будет подлинно независим, а не будет инструментом манипуляции теми, кто на самом деле является его истинными хозяевами.

Вопрос: То есть технического продления не может быть?

В.A.Небензя: Техническое продление может быть, но мы говорим о субстантивном наполнении Механизма, о его новой роли, об усовершенствовании методов его работы.

Вопрос: Постпред Британии сегодня сказал, что «боевики будут аплодировать России на сегодняшнем заседании». В этой связи не могли бы Вы прокомментировать данные, которые появились меньше суток назад, о том, что под прикрытием сил западной коалиции боевики ИГИЛ с разных сторон…

В.A.Небензя: Это уже сегодня комментировалось Министром иностранных дел и официальным представителем МИД. Я думаю, что мне на эту тему комментарий отсюда делать сложно. Будут ли боевики ИГИЛ аплодировать? Вполне возможно будут – то, что произошло в Хан Шейхуне (а для нас практически очевидно, что это была провокация, чтобы «пригвоздить к позорном столбу» сирийское правительство). Это произошло, доклад СМР подтвердил, якобы, применение химического оружия сирийской авиацией, сирийцы объявлены виновными в тяжелейших преступлениях и, конечно, боевики ИГИЛ или те боевики, которые совершили эту провокацию, они должны аплодировать, разумеется.

Вопрос: Какое у Вас ощущение от всего этого осталось?

В.A.Небензя: Ощущения как от не очень красивого спектакля, от фарса.