Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя В.К.Сафронкова на неофициальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые сокоординаторы,

Благодарим постпреда Грузии и сокоординаторов за созыв сегодняшнего неофициального заседания Генассамблеи ООН в рамках межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН.

Считаем правильным и мудрым решение сокоординаторов не торопиться с распространением обновленной редакции документа «Совпадающие элементы и вопросы для дальнейшего рассмотрения». Это дает возможность дополнительно рассмотреть некоторые предложения по корректировке текста, которые вызвали неоднозначную реакцию государств-членов в ходе предыдущего заседания. Речь, прежде всего, идет об атрибуции и формулировках по распределению мест в реформированном Совете среди региональных групп.

Со своей стороны добавим сюда безответственные пробросы по вето. Они не только не вписываются в реформенные дискуссии, но и не учитывают, что этот институт служит важнейшим компонентом ооновской системы сдержек и противовесов, стержневым элементом механизма принятия коллективных решений, стимулирующим членов Совета к поиску компромиссов. Обладание правом вето для  всех постоянных членов Совета – не только привилегия, сколько, прежде всего, огромная ответственность. Вето – краеугольный камень архитектуры ООН, без которой она лишилась бы устойчивости.

Совершенно очевидно, что согласие всех постоянных членов не только позволяет достигать договоренности, воплощенные в решениях Совета, но и обеспечивает весомые шансы на их реализацию. В противном случае – без такого согласия – решения рискуют столкнуться с препятствиями при выполнении. Иными словами, покушаться на вето недальновидно с политической точки зрения. Его отмена может привести к нарушению столь необходимого баланса интересов. В конце концов, вето – это одна из основ существенного миропорядка.

Рассчитываем, что в дальнейшей работе сокоординаторы будут принимать и отражать в «Совпадающих элементах и вопросах для дальнейшего рассмотрения» те предложения, которые пользуются максимально широкой поддержкой государств-членов. Остальные задумки, не отвечающие интересам подавляющего большинства делегаций или носящие явно политизированный характер, должны отбраковываться. В противном случае мы можем столкнуться с ситуацией, при которой переговорный процесс будет отброшен далеко назад.

Что касается двух других переговорных кластеров, поставленных в центр сегодняшней дискуссии, то по ним хотелось бы отметить следующее. Вопрос о категориях членского состава традиционно вызывает больше всего споров. До сих пор ни одна из официально выдвинутых в данном контексте формул не получила преобладающей поддержки. Позиции двух основных групп государств, воспринимающих или не воспринимающих идею расширения СБ в обеих категориях, остаются диаметрально противоположными.

На этом фоне мы не видим альтернативы продолжению скрупулезной работы по всему спектру предложений – без ажиотажа, искусственного сужения повестки, установления произвольных временных графиков или попыток решить вопрос «росчерком пера». Твердо убеждены: эвентуальная модель реформирования СБ должна опираться на максимально широкое согласие. Даже если в данном вопросе не удастся достичь консенсуса – что было бы весьма желательно – то с точки зрения политической перспективы необходимо гарантировать поддержку значительно большего числа государств-членов, чем формально необходимые две трети.

По поводу региональной представленности подчеркнем, что Россия в принципиальном плане выступает за предоставление дополнительных мест в СБ развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. Такой подход, наряду с правом вето нынешних постоянных членов СБ, будет залогом того, что решения Совета продолжат носить сбалансированный характер. Полагаем, что среди этой многочисленной группы есть немало стран, которые достойны, способны вносить весомый вклад в поддержание международного мира и безопасности.

Хотели бы также акцентировать твердую приверженность текущему формату обсуждения всего комплекса вопросов, связанных с реформированием СБ. Решение 62/557 о запуске межправпереговоров было принято Генассамблеей консенсусом, и до настоящего времени они остаются единственной универсальной площадкой для обсуждения упомянутой проблематики. Отход от них может привести к неконтролируемому распаду всей переговорной архитектуры и началу «борьбы без правил».

Благодарю за внимание.