Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление С.В.Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН на тему: «Создание региональных партнерств в Афганистане и Центральной Азии как модель по увязке безопасности и развития»

Уважаемый господин Председатель, уважаемый г-н Генеральный Секретарь, коллеги,

Прежде всего хотелось бы отметить последовательный, ответственный подход Астаны к продвижению приоритетных для Центральной Азии вопросов, нацеленность на решение конкретных проблем, стоящих перед странами региона.

Приветствуем инициативу наших казахстанских друзей по проведению сегодняшнего заседания по актуальной для многих стран теме. Она приобретает особое значение на фоне нарастания исходящих из Афганистана террористической и наркотической угроз, которые оказывают дестабилизирующее влияние на Центральную Азию, выплескиваются за ее пределы.

Север Афганистана превращается в опорную базу международного терроризма во главе с афганским крылом ИГИЛ, которое формирует плацдарм для реализации в регионе деструктивных замыслов в духе пресловутой идеологии «халифата». При явном попустительстве, а иногда и прямой поддержке внешних и местных спонсоров под «знамена» игиловцев стекаются тысячи боевиков различных национальностей, включая недобитых в Сирии джихадистов. Они открыто провозглашают своей целью свержение легитимных властей центральноазиатских государств, распространение своего влияния на все евразийское пространство.

В ушедшем году наблюдался беспрецедентный рост афганского наркопроизводства, о чем только что говорил мой польский коллега. Необходимы срочные меры по пресечению наркоугрозы, которая подпитывает международный терроризм, подрывает стабильность государств, здоровье молодого поколения, провоцирует преступность и коррупцию. Выработке комплексной стратегии борьбы с наркобизнесом была посвящена международная конференция «Парламентарии против наркотиков», организованная Государственной Думой России в декабре прошлого года в Москве. Мы приветствуем участие в этой конференции представителей ООН – наряду с целым рядом российских и международных НПО.

Ситуация в Афганистане требует комплексного подхода региональных государств и мирового сообщества в целом. Опыт последних 20 лет наглядно демонстрирует неэффективность попыток решения имеющихся в Афганистане проблем силовым путем. На повестке дня – принятие практических шагов по запуску процесса национального примирения на основе соответствующих резолюций СБ ООН.

Руководствуясь этими соображениями, мы – во взаимодействии с партнерами и единомышленниками – инициировали диалог в рамках Московского формата, возобновили работу контактной группы «ШOC-Афганистан». Развиваем партнерство Афганистана с ОДКБ. Приветствуем инициативу Узбекистана созвать весной этого года министерскую встречу по Афганскому урегулированию.

Продолжаем оказывать помощь Кабулу в подготовке национальных гражданских и правоохранительных кадров, в укреплении боеспособности вооруженных сил Исламской республики Афганистан.

Последовательно выступаем за скорейшее начало – на основе одобренных СБ ООН критериев – прямых переговоров между правительством Афганистана и Движением талибов в интересах прекращения братоубийственной войны.

По мерее решения задач обеспечения безопасности, важным фактором  стабилизации Афганистана должно стать обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Свой вклад в общие усилия могут внести и Евразийский экономический союз и СНГ, открывая Афганистану ёмкий перспективный рынок.

Россия открыта для многостороннего сотрудничества по реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов, включая ТАПИ и CASA-1000. В основе наших отношений сотрудничества и стратегического партнерства с центральноазиатскими государствами – общая история, высокая степень взаимного доверия, единство подходов к основным проблемам современности.

Прочным фундаментом являются наши торгово-экономические связи. Российские инвестиции в регионе составляют 20 млрд. долл., там плодотворно работают более 7,5 тыс. российских и совместных с российским капиталом предприятий. За последние десять лет совокупный объем нашего содействия странам ЦА превысил 6 млрд. долл. – как на двусторонней основе, так и по линии международных организаций, в том числе в рамках реализации целей, зафиксированных в «Повестке дня – 2030».

Точно так же имеющиеся в регионе проблемы обеспечения энергией и доступа к водным ресурсам должны решаться через конструктивный диалог, взаимный учет интересов в сфере гидроэнергетики и сельского хозяйства на благо всех государств региона.

Особенности географического положения стран ЦА диктуют необходимость повышения эффективности использования различных видов транспорта для обеспечения надежных торгово-экономических связей с государствами АТР, включая Южную Азию и Европу. Россия готова содействовать этому процессу путем развития международных коридоров по направлениям как Восток-Запад, так и Север-Юг. Успешному решению этой задачи призвано способствовать создание единой транзитной системы ЕАЭС и ее сопряжение с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Такой подход позволяет центральноазиатскому региону укреплять свою роль в континентальной транспортной системе.

Сегодня в Евразии востребовано взаимовыгодное сотрудничество, опирающееся на баланс интересов. Внешние игроки должны всячески способствовать этому, не пытаясь втянуть страны региона в «игру с нулевым результатом», замысел которой просматривается в концепции т.н. «большой Центральной Азии», о которой вроде бы все благополучно забыли, но в последнее время она снова замелькала.

Не надо ставить центральноазиатские страны перед ложным выбором: либо на юг, либо на север. Региону требуется конструктивное окружение и партнерство со всех сторон и, безусловно, необходимо уважать все обязательства в рамках ШОС, ОДКБ, СНГ, ЕврАЗЭС.

Призываем отказаться от попыток односторонней ориентации ЦА будь то на юг или на север: региону требуется конструктивное окружение и партнерство со всех сторон.

Все масштабные планы, нацеленные в конечном итоге на повышение благосостояния народов Центральной Азии и Афганистана, осуществимы лишь в условиях прочного мира и стабильности на всем азиатском континенте. Россия последовательно работает над объединением усилий в интересах создания в АТР отвечающей современным реалиям архитектуры равной и неделимой безопасности.

Стабильность, мир и процветание государств региона тесно связаны с продолжающимся формированием более справедливой и демократической полицентричной системы мироустройства, основывающемся на на международном праве и культурно-цивилизационном многообразии современного мира.

Благодарю за внимание.