Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Поддержание международного мира и безопасности: понимание и преодоление угроз безопасности, связанных с климатом»

Г-жа Председатель,

Благодарим заместителя Генерального Секретаря Амину Мухаммед, а также сегодняшних докладчиков – министра водных ресурсов Ирака Хасана аль-Джанаби и представляющую Форум коренных народов по климатическим изменениям Хинду Ибрагим. Хотели бы поприветствовать президента Науру Барона Дивавеси Ваку. Понимаем, насколько важное значение имеет для вашей страны климатическая проблематика. Россия также уделяет этой теме первостепенное значение.

Мы являемся одним из лидеров международного климатического процесса, как по факту вклада в сокращение выбросов парниковых газов, так и в плане усилий по обеспечению универсального характера климатического режима под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В моей стране активно используются инновационные подходы, основанные на внедрении новейших технологий.

Г-жа Председатель,

Возможно, мое выступление прозвучит диссонансом с предыдущими заявлениями членов Совета. Однако, сказав все это, я вынужден констатировать, что созыв сегодняшнего заседания Совета Безопасности нас разочаровывает. Не потому, что мы против коллективных усилий по борьбе с изменениями климата, совсем наоборот: нас не может устроить то, что сегодняшнее заседание, по нашему мнению, является очередной попыткой увязать проблематику охраны окружающей среды с угрозами международному миру и безопасности. Мы, к сожалению, создаем иллюзию у тех, кто следит за нашей работой, что Совет Безопасности теперь возьмется за климатическую проблематику, и в этом вопросе сразу произойдет перелом. Это опасное заблуждение, явная подмена понятий.

На климатический фактор пытаются списать ухудшение социально-экономической и политической ситуации в тех или иных странах и регионах. В итоге делается вывод о том, что изменение климата угрожает безопасности в целом. При этом проводники данной идеи, как правило, не утруждают себя ни научно-обоснованной конкретизацией деталей, ни четким пояснением понятий «безопасность», «конфликт», «угроза», «стабильность» применительно к климатическому сюжету. Эти слова используются в самом общем виде, а от нас требуется признание весьма абстрактных связей.

Такие действия не только никому не помогают, но всех запутывают, отвлекают Совет от решения тех вопросов, где он действительно может внести вклад в поиск нужного решения.

Еще раз повторяю: мы считаем изменение климата важнейшей угрозой для всех, однако наш Совет не обладает ни профильной экспертизой, ни инструментарием для выработки жизнеспособных решений, способствующих эффективной борьбе с изменением климата.

Вновь вынуждены отметить, что изменение климата не является «универсальным вызовом» в контексте международной безопасности, а должно рассматриваться применительно к каждой конкретной ситуации. При этом роль ООН состоит в оказании поддержки государствам, которые несут первоочередную ответственность и самостоятельно определяют стратегию реагирования на «вызовы» безопасности в пределах национальных границ.

В ходе своей работы всемирная Организация должна неукоснительно соблюдать принцип «разделения труда» при том понимании, что каждый из основных органов ООН должен действовать в рамках своей сферы ответственности.

Г-жа Председатель,

Обоснованием для вынесения климатических проблем в Совет Безопасности зачастую становиться тезис о том, что изменение климата является так называемым «множителем угроз» и катализатором насильственных действий. Если мы уж настолько принципиальны, почему тогда в ходе инициированных под этим предлогом дискуссий неизменно замалчивается не менее серьезный аспект – пагубные последствия для окружающей среды, возникающие в результате насильственных военных действий и односторонних санкций. Яркие примеры тому – бомбардировки западными коалициями Югославии, Ливии и Сирии.

По меньшей мере странно, что никто из выступающих сегодня не выражает озабоченности в отношении огромного экологического ущерба от подобных действий, не говоря уже о колоссальном вреде, нанесенном здоровью граждан этих стран.

Не секрет, что бомбардировки НАТО территории бывшей Югославии с применением боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом с обедненным ураном, который загрязняет окружающую среду, спровоцировали всплеск онкологических заболеваний, оказали негативное влияние на здоровье и репродуктивные функции населения, проживающего на зараженных территориях. Данные районы до сих пор нуждаются в обеззараживании и соответствующей реабилитации.

Не менее драматичная ситуация сложилась по итогам ливийской авантюры. Нанесение ракетно-бомбовых ударов НАТО по объектам нефтяной инфраструктуры, а также действия поддерживаемых Западом военных отрядов оппозиции вблизи нефтяных предприятий привели к их частичному или полному разрушению, масштабным пожарам и загрязнению атмосферы производными горения нефти и нефтепродуктов.

Не могу также не упомянуть, что продолжающееся незаконное присутствие сил западной коалиции на территории Сирии препятствует восстановлению контроля правительства страны над обширными территориями и, соответственно, применению норм национального законодательства, в том числе экологического, при эксплуатации природных ресурсов и, в целом, при ведении хозяйственной деятельности в этих районах, включая утилизацию бытовых отходов. Ситуацию усугубляют односторонние антисирийские санкции, в результате которых страна лишена возможности осуществления закупок необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих экологическую безопасность промышленного производства.

Г-жа Председатель,

Тревожное положение складывается вокруг работы донецкой фильтровальной станции, подвергающейся регулярным обстрелам со стороны вооруженных сил Украины. В случае утечки находящегося в ее резервуарах газообразного хлора может сложиться катастрофическая экологическая и гуманитарная ситуация.

Трудно предположить, что инициаторы подобных действий не отдавали себе отчета о негативных последствиях загрязнения окружающей среды радиоактивными материалами или уничтожения нефтяных объектов. Однако предпочитали и предпочитают не обращать внимания на них, не спешат оказывать помощь по ликвидации нанесенного ущерба. В этой связи полагаем, что вопросы загрязнения окружающей среды в результате преступных военных действий и незаконных односторонних санкций можно рассматривать в качестве угроз как минимум не менее значимых, чем климатическая проблематика.

Что касается изменения климата, еще раз хотел бы повторить - настойчивая «секьюритизация» этой важнейшей проблемы наносит непоправимый урон процессу совместного поиска ее решения.

В нынешнем году планируется принятие свода правил реализации Парижского соглашения. Параллельно государства-члены Рамочной конвенции ООН об изменении климата ведут обсуждение совместных действий и координации климатических усилий – это диалог Таланоа, основным принципом которого является деполитизация климатической дискуссии, недопущение взаимных обвинений и стремление понять, что мы можем сделать общими силами.

Г-жа Председатель,

Мы не меньше, чем эмоционально выступившая Хинду Ибрагим, хотим, чтобы изменения климата не мешали жизнедеятельности коренных народов. Россия также помогает малым островным государствам, внося свой финансовый вклад через ПРООН. Мы готовы сделать и делаем все для того, чтобы коллективными усилиями в рамках профильных структур и механизмов решать эти проблемы, однако сегодняшнее обсуждение в Совете, очевидно, движет дело в прямо противоположном направлении – спекуляциям на теме климата, использованию этой проблемы в решении сугубо политических задач, навязывания однобоких стандартов, ухода от практических действий к демагогии и пиару.

Мы убеждены, что необходимо дать спокойно работать всем имеющимся в рамках системы ООН механизмам в области борьбы с изменением климата, не создавая при этом искусственных «пересекающихся линий», которые только препятствуют реализации общих интересов. Только совместными, практически ориентированными действиями, осуществляемыми в устоявшихся экспертных форматах, мы сможем достичь цели по охране глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества.

Благодарю Вас.