Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по вопросам водных ресурсов, мира и безопасности

Г-н Министр,

Мы рады вновь приветствовать Вас в кресле Председателя Совета Безопасности ООН.

Признательны всем докладчикам за их брифинги.

Вода имеет фундаментальное значение для обеспечения жизнедеятельности. Только при условии стабильного доступа к этому ключевому ресурсу можно говорить об устойчивом развитии во всех трех его компонентах. В этой связи трудно переоценить актуальность мероприятий, которые направленны на реализацию Повестки дня устойчивого развития до 2030 года в части, касающейся водной проблематики.

В настоящее время государства-члены заняты согласованием инициированного Правительством Республики Таджикистан проекта резолюции Второго комитета Генеральной Ассамблеи ООН, которая призвана стать катализатором осуществления практических мер в водной сфере в рамках нового Десятилетия действий ООН «Вода для устойчивого развития».

Что касается сегодняшней темы заседания Совета Безопасности, увязывающей проблематику водных ресурсов и обеспечения мира и безопасности, исходим из того, что природные ресурсы сами по себе имеют нейтральный характер. Соответственно, их наличие или недостаток не могут априори рассматриваться в качестве причины возникновения конфликтов и создания угрозы миру и безопасности. Ухудшение в силу разных факторов ситуации с доступом к воде может лишь способствовать обострению уже имеющихся (причем не обязательно в водной сфере) разногласий между государствами или использоваться для обострения напряженности между ними. Однако первопричина возможного конфликта будет заключаться в другом – в неэффективном управлении водными ресурсами, а не в них самих.

В данном контексте озабочены продолжающимися попытками напрямую включить компонент безопасности в вопросы, связанные с водными ресурсами. Секьюритизация темы воды может привести к смещению фокуса международных усилий в сторону субъективного поиска «виновных» с последующим вероятным навязыванием военного вмешательства в тех точках земного шара, где требуется профильная экспертная деятельность, нацеленная на выработку решений по существу возникающих проблем. Таким образом, акцент на геополитических аспектах водного сотрудничества, включая международную безопасность, может лишь осложнить поиск выхода из острой социально-экономической ситуации и, как следствие, помешать достижению устойчивого развития в целом.

Наша делегация ранее неоднократно выражала сомнения в целесообразности вовлечения в рассмотрение тех или иных вопросов устойчивого развития СБ, а также непрофильных подразделений ООН, которые  обладают соответствующей экспертизой и инструментарием, и, следовательно, не способных привнести добавленную стоимость в дискуссии по данной теме.

В соответствии с Уставом ООН на СБ возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его работа нацелена на разрешение конкретных конфликтных ситуаций, прежде всего, посредством примирения враждующих сторон. Неясно, каких именно практических мер инициаторы сегодняшнего заседания, выбрав в качестве предмета дискуссии водные ресурсы, ожидают от Совета.

Насыщение повестки дня СБ вопросами устойчивого развития также ведет к разбалансировке деятельности других главных органов ООН. Убеждены, что соблюдение четкого «разделения труда» в рамках системы ООН является залогом эффективного и прозрачного функционирования Организации в целом. К тому же попытка обобщенного взгляда на управление водными ресурсами, тем более через призму международной безопасности, затрудняет учет национальных и региональных особенностей водного сотрудничества, что в конечном итоге может нанести ущерб уже имеющимся соответствующим договоренностям на разных уровнях.

Ключом к решению проблем в водной сфере является повышение общего уровня социально-экономического и научно-технического развития стран, увеличение их собственного потенциала. Мировое сообщество должно сосредоточить свои усилия на экономических, социальных и экологических аспектах данной проблематики, по возможности оказывая нуждающимся странам финансовое, техническое содействие и помощь в подготовке национальных кадров. Естественно, предоставляемое содействие должно учитывать конкретные потребности и стратегии их национального развития, а также региональные особенности. Отсутствие конкретных действий в этой области не должно подменяться поиском спорных причин имеющихся проблем, от решения которых по существу будет зависеть снижение напряженности между странами, которые испытывают  нехватку воды.

Осуществление Повестки-2030 и Аддис-Абебской программы действий по финансированию развития открывает дополнительные возможности для дальнейшего сотрудничества между государствами на основе баланса трех измерений устойчивого развития.

Для продолжения субстантивной дискуссии по водной проблематике полезными являются уроки, извлеченные международным сообществом из недавно завершившегося Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015 гг.), одним из инициаторов которого являлась Российская Федерация. Как представляется, важно применять и совершенствовать полученный опыт и практики, которые будут способствовать активизации усилий на пути к устойчивому водопользованию. Исходя из этого, Россия поддержала инициативу Таджикистана по объявлению нового Десятилетия по водным вопросам.

Значимая роль в содействии международным усилиям принадлежит системе развития ООН. В этой связи выступаем за укрепление межучрежденческого механизма «ООН-Вода», который объединяет все структурные подразделения и программы системы ООН, занимающиеся вопросами водоснабжения.

Полагаем важным развивать и совершенствовать региональную и международную нормативно-правовую базу в области регулирования водных ресурсов. Отмечаем в этой связи положительный опыт имплементации Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер в регионе Европейской экономической комиссии ООН.

Что касается управления водными ресурсами в трансграничном контексте, то в принципиальном плане исходим из необходимости поиска взаимовыгодных решений на основе партнерства и уважения национального суверенитета.

Г-н Председатель,

Сожалеем, что украинская делегация в очередной раз попыталась использовать площадку Совета Безопасности ООН не для внесения конструктивного вклада в обсуждение вопросов международного мира и безопасности, а для пропагандистской работы и политического прикрытия преступных действий Киева. Народ российского Крыма вряд ли забудет, как в апреле 2014 года Киев отдал приказ перекрыть шлюзы Северо-Крымского канала, который обеспечивал на тот момент 85% потребностей около двух миллионов жителей в пресной воде. Эти действия украинских властей подрывают права человека и целый ряд международных гуманитарных норм, в частности, они нарушают право на питьевую воду и санитарные услуги, а также право на питание и соответствующие резолюции Совета ООН по правам человека, не говоря уже о статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Благодарю Вас.

 

Ответное слово Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по вопросам водных ресурсов, мира и безопасности

 

Что касается ситуации в Крыму, то хотел бы сказать, что это не мирные жители Крыма отказались от воды из Днепра, это были целенаправленные действия киевских властей, приведшие к усугублению гуманитарной ситуации и сельскохозяйственной катастрофе. Водная блокада на этом не закончилась, вслед за ней последовали энергетическая и продовольственная блокады.

В отношении ситуации в Донбассе хотел бы обратить внимание на последний доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека четко сказано, что в результате боевых действий страдает инфраструктура, что в том числе ведет к ограничению доступа к воде, а также в нем содержится призыв ко всем сторонам, включая ВСУ, при любых условиях обеспечивать уважение норм международного гуманитарного права, не допускать неизбирательных обстрелов объектов, необходимых для выживания гражданского населения, в том числе водоочистных станций.