Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании по итогам работы Совета Безопасности ООН в феврале 2017 года

Г-н Председатель,

В уходящем месяце повестка дня Совета была весьма насыщенной. В частности, состоялось несколько заседаний по региональной и генерической тематике. В этой связи хотели бы выделить три важных тематических заседания, посвященных положение в евразийском регионе – по деятельности Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПД), по конфликтам в Европе и по приоритетам австрийского председательства ОБСЕ.

По итогам брифинга главы РЦПД П.Драганова 2 февраля российская делегация распространила проект заявления СБ для прессы. К сожалению, из-за упорного отказа некоторых делегаций признавать плотное сотрудничество РЦПД с региональными организациями, включая ОБСЕ, ОДКБ, СНГ и ШОС, текст в четвертый раз подряд согласовать не удалось. Отсутствие реакции на деятельность РЦПД бьет не только по имиджу Совета, но и негативно сказывается на взаимодействии Центра с региональными странами. Транслируется также неверный сигнал новому Генсекретарю ООН, который поставил превентивную дипломатию в центр деятельности Организации.

Рассчитывали, что в ходе заседания 21 февраля СБ удастся конструктивно обсудить пути коллективного реагирования на общеевропейские вызовы. Именно отказ от политики неделимой безопасности послужил причиной сохранения застарелых и возникновения новых очагов напряженности в Европе. Надеялись также, что совместными усилиями получится убедить Киев в необходимости выполнения Минских соглашений, о чем говорили многие делегации. Вынуждены констатировать, что эти ожидания не оправдались.

Разделяем озвученные Действующим председателем ОБСЕ, мининдел Австрии С.Курцем на брифинге 22 февраля приоритеты. Настроены на конструктивное сотрудничество по таким ключевым направлениям как урегулирование конфликтов, противодействие радикализации и экстремизму, восстановление доверия между государствами. Выступаем за дальнейшее развитие сотрудничества между ООН и ОБСЕ, в том числе в интересах выполнения этой крупнейшей европейской организацией решений, принимаемых в ООН.

На фоне неослабевающей угрозы со стороны ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры», «Аль-Каиды» и их пособников СБ должен фокусироваться на злободневных вопросах антитеррора. Давно назрела необходимость формирования широкой антитеррористической коалиции, совершенствования мер борьбы с подпиткой и идеологией терроризма. Тематику заседания СБ 13 февраля по защите критической инфраструктуры от теругроз и содержание резолюции 2341, к сожалению, трудно назвать приоритетными. Новых элементов в работу Совета и уже имеющиеся его решения они не привнесли.

Обсуждение проблематики БВУ 16 февраля подтвердило, что на палестино-израильском направлении продолжают доминировать дестабилизирующие факторы – рецидивы насилия, напряженность вокруг Газы, поселенческая активность. Убеждены, что сегодня как никогда необходимо принять практические меры по разблокированию мирного процесса. «На столе» остается наше предложение о проведении встречи Б.Нетаньяху и М.Аббаса в Москве. Настраиваем палестинские стороны на выполнение договоренностей, достигнутых в ходе встречи в Москве 15-17 января.

Хотели бы отметить позитивное нововведение – консультации 3 февраля, на которых Генсекретарь впервые по своей инициативе пробрифинговал Совет о своем участии в работе саммита Афросоюза. Отмечаем намерение г-на А.Гутерреша расширять и углублять партнерство с Афросоюзом и другими африканскими организациями по разблокированию конфликтов на континенте. Поддерживаем его настрой на поиск «африканских решений для африканских проблем» при необходимом содействии со стороны ООН.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы пожелать успехов делегации Великобритании, которой предстоит возглавить Совет в марте.