Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по теме: «Женщины и мир и безопасность»

 

В следующем году в нашей стране, но, думается, и далеко за ее пределами, будет отмечаться столетие события, наложившего глубокий отпечаток на мировую историю – Октябрьской революции.

Оценки ее значения с позиции сегодняшнего дня могут быть неоднозначными. Бесспорным является одно – полное равноправие женщин, провозглашенное в нашей стране, прочно вошло в социально-экономическую и политическую глобальную повестку дня.

В определенном смысле работа, проводимая в СБ ООН в последние шестнадцать лет, является продолжением процесса, начатого век назад. 

C 2000 года Совет Безопасности по традиции проводит в октябре открытые дебаты на тему «Женщины и мир и безопасность». 

16 лет назад наша делегация всецело поддержала рассмотрение в СБ этого пункта повестки дня. Как отметил на первом заседании Совета по этой теме тогдашний Постоянный представитель России при ООН Сергей Лавров, «женщины – это огромная сила, способная оказать неоценимую помощь в примирении противоборствующих сторон и залечивании нанесенных войной ран». 

Ежегодная дискуссия в Совете неизменно вызывает большой интерес среди делегаций и является хорошей возможностью проанализировать прогресс в достижении намеченных целей, пути повышения эффективности предпринимаемых усилий.

За годы, прошедшие после принятия резолюции 1325, удалось многое сделать для превращения ее положений в конкретные действия, направленные на улучшение защиты женщин в условиях вооруженных конфликтов и обеспечение их полноправного и эффективного участия в усилиях по предотвращению и урегулированию конфликтов. 

Повестке «Женщины и мир и безопасность» уделяется все больше внимания как в Совете Безопасности, так и в системе ООН в целом, о чем свидетельствует последний доклад Генерального секретаря. 

Начатую работу необходимо продолжать. При этом важно, чтобы выработка комплексных подходов не вела к пренебрежению спецификой той или иной ситуации, а включение гендерных аспектов в работу не становилось самоцелью. Избегая декларативности и фокусируясь на конкретной отдаче можно добиться наилучших результатов. Это в полной мере относится и к разработке национальных планов действий, которые могут быть эффективным инструментом для заинтересованных государств, находящихся в состоянии вооруженного конфликта.

Что касается нашей страны, то мы задачу подготовки такого национального плана перед собой не ставим. Вместе с тем в России полным ходом идет разработка документа иного рода - Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы. В числе ключевых направлений – расширение участия женщин в политической жизни и процессе принятия решений; улучшение экономического положения, в том числе стимулирование женского предпринимательства; создание условий для сохранения здоровья женщин; предупреждение и защита от насилия; преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин. 

Отмечаем, что женщины занимают в нашей стране ряд ведущих государственных постов. Это Председатель Федерального Собрания, заместитель Председателя Правительства, Председатель Центрального Банка, министры здравоохранения и образования, ряд других ответственных должностей. Участие женщин весьма заметно и в работе Государственной Думы. 

Женщины представлены в составе российских полицейских контингентов за рубежом. Их доля составляет 17% (6 из 36 полицейских). 

Мы разделяем рекомендации доклада Генерального секретаря о необходимости укрепления координации органов системы ООН в целях учета гендерной проблематики в контексте вооруженных конфликтов. При этом важно не допускать дублирования и несогласованности действий между ними, а также обеспечить использование достоверных источников информации. Программы и проекты, ставшие результатом экспертной работы Секретариата, следует выносить на межгосударственное обсуждение и последующее утверждение. Ведь именно государства играют главную роль в реализации повестки «Женщины и мир и безопасность». 

Не менее важно и то, чтобы работа СБ была сосредоточена на вопросах, связанных с мандатом Совета. Искусственная привязка всего спектра гендерных вопросов к деятельности СБ ведет к дисбалансу с точки зрения общесистемной координации и препятствует эффективному осуществлению резолюции 1325. В фокусе внимания Совета должно быть прежде всего положение женщин в условиях наиболее острых и масштабных вооруженных конфликтов. Этой цели соответствует включение гендерной составляющей в доклады Генерального секретаря по отдельным страновым ситуациям. Безусловно, не снижается и острота задачи противодействия угрозам жизни и безопасности женщин, вызванным разгулом террористических группировок.

В заключение хотелось бы вновь подтвердить нашу убежденность в необходимости должного внимания со стороны международного сообщества к положению женщин в ходе вооруженных конфликтов и их участию в миротворчестве. При этом, конечно же, следует помнить, что нет более надежного способа оградить человечество, включая женщин и детей, от ужасов войны, чем скорейшее урегулирование кризисных ситуаций. 

Теперь я вынужден сказать еще несколько слов.

Представитель Украины, как это уже бывало не раз, далеко вышла за рамки темы нашей сегодняшней дискуссии, и затронула общую тематику конфликта на востоке Украины.

Его не было бы, если бы Киев не пошел по пути вооруженного подавления протестных настроений, возникших после осуществлённого в стране при прямой поддержке внешних сил государственного переворота. 

Вот уже два года украинские силовики ежедневно обстреливают населенные пункты Донецка и Луганска, в результате чего гибнут мирные жители, включая женщин и детей.

Что касается отношения украинских властей к женщинам, то приведу лишь некоторые факты из доклада Управления Верховного комиссара по правам человека.

19 января 2015 года несколько мужчин в масках и камуфляже задержали женщину в ее доме. Больше недели ее держали в подвале здания Службы безопасности Украины (СБУ), где били и пытали электрическим током и раскаленной пластмассой. Ей угрожали изнасиловать ее дочь, если она откажется дать признательные показания. 

Еще один случай. В июне 2015 года 10 вооруженных мужчин в масках и черной форме задержали другую женщину. Ее доставили в подвал недостроенного здания, где били по голове и телу кулаками и металлической трубой, угрожая изнасиловать и убить. По состоянию на август с.г. женщина оставалась в тюрьме.

Это лишь два примера. В упомянутом докладе их можно найти значительно больше.

Добавлю, что конфликт на Востоке Украины давно бы был урегулирован, если бы киевские власти раз за разом не предпринимали попытки переиначить, перелицевать Минские соглашения, заключенные уже полтора года назад.

В выступлении представителя Украины упоминалась Надежда Савченко. После помилования она возвратилась на Родину, где заявила, что Киеву надо извиниться перед жителями Донецка и Луганска. Жаль, что украинским властям не хватает для этого ни гуманизма, ни политического мужества.