Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по нераспространению ОМУ

Г-н Председатель,

Сразу хотим сказать откровенно: у нас вызывает удивление постановка вопроса о нераспространении ОМУ в контексте данных страновых сюжетов. Для этого есть другие, более инклюзивные форматы. Востребованность формата заседаний Совета Безопасности по нераспространению видим прежде всего в обсуждении общих принципов решения данной проблемы, а не в борьбе с государствами, которые имели несчастье быть назначенными отдельными членами Совета т.н. «странами-изгоями». Именно такой подход просматривается в подготовленной делегацией США концептуальной записке, в которой искусственно увязаны три не имеющих между собой ничего общего страновые ситуации.

Г-н Председатель,

Для понимания сути происходящего следует сделать небольшой экскурс в историю. Россия и США стояли у истоков разработки концепции международного сотрудничества в противодействии попаданию ОМУ в руки негосударственных субъектов, которая в 2004 году приняла форму резолюции 1540 СБ ООН. Наши страны подтвердили важность постановки правового и правоприменительного заслона на пути этих злодеяний через межгосударственное взаимодействие. Однако затем картина начала существенно меняться, и идея была принесена в жертву геополитическим маневрам некоторых наших партнеров, которые стали причиной резкой дестабилизации обстановки в ряде регионов мира. К чему привело использование нераспространенческих механизмов для давления на «неугодные режимы» всем хорошо известно.

Судьба С.Хуссейна, не имевшего, как известно, ОМУ, но обвиненного в этом, и М.Каддафи, который добровольно отказался от его разработки, стала побудительным мотивом для ускоренной разработки некоторыми своих программ ОМУ. Это нисколько не оправдывает ракетно-ядерную программу той же КНДР, но не видеть и не понимать причин, которые стоят за этим, близоруко.

Воспользовавшись спровоцированным извне хаосом, а подчас – как в Сирии, Ираке, Ливии ‑ военной интервенцией, экстремисты всех мастей получили широкие возможности обладания и использования ОМУ. Что это, как не грубейшее нарушение резолюции 1540?

Сформировался новый беспрецедентный вызов. Попытки побудить Совет Безопасности не то чтобы отреагировать, а хотя бы просто обратить внимание на вопиющие факты, продолжают сознательно блокироваться без каких-либо серьёзных оснований.

Давайте вспомним, к примеру, что в резолюции СБ 2118 содержится обязательство соседних с Сирией государств незамедлительно информировать СБ ООН о любых попытках негосударственных субъектов заполучить ОМУ и средства его доставки. Судя же по отсутствию соответствующих докладов в Совет Безопасности, можно предположить, что такой проблемы вообще не существует. На деле же наши попытки поставить этот вопрос в Комитете СБ 1540 решительно пресекались западными партнерами.

Мы неоднократно слышали о применении боевиками ИГИЛ и другими группировками отравляющих веществ. Имеются сведения об их доступе к технологиям и инфраструктуре по производству химоружия. Эти проблемы требуют тщательного расследования Советом Безопасности, однако благодаря усилиям некоторых наших партнеров они до сих пор замалчиваются.

Г-н Председатель,

Давайте говорить прямо: у Сирии нет государственных программ химических вооружений, а нераспространение ОМУ в контексте данной страны означает исключительно противодействие его получению негосударственными субъектами. Убедительных доказательств обратного на профильной площадке ОЗХО, насколько нам известно, никто не представил.

Более того, предложения России и Сирии о проведении всесторонней проверки выдвинутой США версии печально известных событий апреля с.г. в Хан-Шейхуне были встречены активным противодействием. Следствием этого стало то, что т.н. «достоверные» сведения о якобы наличии на сирийской авиабазе «Шайрат» химического оружия, использованные для обоснования акта агрессии против государства-члена ООН, до сих пор не перепроверены ни инспекторами ОЗХО, ни экспертами Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию. И это при том, что сам объект еще с апреля месяца доступен для их посещения.

Убеждены, что именно в попытках ряда наших партнеров уложить имеющиеся факты в «прокрустово ложе» своих политических установок и кроется коренная причина появления на Ближнем Востоке и Северной Африке химеры химического терроризма, которая начала угасать лишь после достижения сирийским народом коренного перелома в борьбе с терроризмом.

Г-н Председатель,

Убеждены, что залог эффективного режима нераспространения ОМУ – это отказ от вмешательства во внутренние дела государств, отказ от политики свержения «неугодных режимов», а также формирование системы единой и неделимой безопасности для всех без исключения стран.

Без решения вышеперечисленных задач принимаемые Советом Безопасности санкционные меры в области нераспространения будут лишь «замораживать» текущие проблемы, но не способствовать их коренному решению. Особенно – в условиях когда сама центральная роль СБ в обеспечении международного мира и безопасности подрывается путем введения нелегитимных односторонних мер.

Соблюдение данных принципов показало свою эффективность при выработке СВПД, являющегося символом триумфа многосторонней дипломатии, подтвердившим возможность урегулирования самых сложных проблем путем переговоров при наличии на то политической воли.

Разработанные в рамках Плана механизмы обмена информацией, верификации и контроля позволяют поступательно двигаться по пути получения расширенного заключения МАГАТЭ о мирном характере иранской ядерной программы. По результатам регулярных проверок агентство стабильно подтверждает полное выполнение Ираном своих обязательств. Мы сегодня, правда, с удивлением узнали из уст Госсекретаря США, что Россия, оказывается, еще и ослабляет потенциал МАГАТЭ. Это, конечно, новое слово.

К сожалению, в последнее время наблюдаем безответственные односторонние попытки торпедировать эту прорывную коллективную договоренность. Надеемся, что разум все-таки возобладает, и Плану дадут возможность заработать в полную силу, раскрыв заложенный в нем уникальный потенциал. Залогом этого является добросовестное выполнение всеми государствами-участниками СВПД добровольно взятых на себя обязательств. В начале выступления мы сказали, что эти страновые ситуации не связаны. Но я хотел бы поправить самого себя. Иран и КНДР сегодня оказались связаны. Потому что, если США выйдут из СВПД, это будет самый неправильный сигнал, который мы можем послать Северной Корее.

Аналогичные и даже еще большие по интенсивности дипломатические усилия требуются сейчас применительно к Корейскому полуострову. Причем начинать нужно, не теряя времени, не дожидаясь, когда логика конфронтации окончательно возьмет верх. Убеждены, что причиной напряженности на полуострове являются не только ракетно­ядерные программы Пхеньяна и осуществляемая под их предлогом военная гиперактивность в регионе, но также и отсутствие механизмов, обеспечивающих единую и неделимую безопасность для всех стран Северо­Восточной Азии. Очевидно, что без таких механизмов политико-дипломатическое урегулирование проблем Корейского полуострова будет невозможно.

Видим решение в осуществлении соответствующих российско-китайских инициатив, в настоящее время являющихся единственным планом действий «на столе». Шагом в правильном направлении стало бы также одобрение Советом Безопасности известной концепции «четырех нет», озвученной присутствующим в зале Госсекретарем США Р.Тиллерсоном.

В заключение еще раз подчеркну: дальнейшие перспективы в области нераспространения нельзя рассматривать в отрыве от общего стратегического контекста. Реальная политика предполагает необходимость комплексного учета всех факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность и международную безопасность. А к ним, среди прочего, относятся: продолжение создания США глобальной ПРО и «совместные ядерные миссии» НАТО, осуществляемые в нарушение статей I и II ДНЯО.

Россия заинтересована в укреплении режима нераспространения ОМУ и будет делать для этого все возможное с опорой на активное взаимодействие с региональными и международными партнерами.

Благодарю Вас.