Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по Украине

28 апреля 2016 года


Г-н Председатель,

Прежде всего мне хотелось бы тепло поприветствовать наших бывших коллег Эртугрула Апакана и Мартина Сайдика. Вы сейчас оказались на очень сложном участке дипломатической работы, мы вам признательны за вашу деятельность. Конечно, хотели бы поблагодарить помощника Генсекретаря г-на Зерихуна за его брифинг.

Два с половиной года на Украине продолжается тяжелейший кризис, спровоцированный государственным переворотом при активной внешней поддержке. Американские и английские постпреды сегодня удивительным образом пытались отсчитывать начало кризиса с воссоединения Крыма с Россией. Не надо передергивать. Свою вину в развязывании кризиса вам все равно не удастся «замазать». А Крым сейчас – полуостров стабильности по сравнению с Донбассом, да и всей Украиной.

Г-н Председатель,

На протяжении всего украинского кризиса Совет Безопасности ООН, к сожалению, использовался как пропагандистская площадка. Единственным, но зато очень существенным достижением в этих стенах стало принятие резолюции 2202, одобрившей "Комплекс мер" от 12 февраля прошлого года. Принятием этой резолюции Совет взял на себя политическую ответственность за реализацию "Комплекса мер". Именно на этом мы и должны сосредоточиться.

Некоторые западные коллеги в беседах с нами признают, что "Комплекс мер" не выполняется Киевом. При этом они говорят о том, что Президент Порошенко, лично согласовавший данный документ в Минске, не имеет достаточной политической поддержки для реализации его положений.

Мы не принимаем таких объяснений. А для чего же тогда нынешние украинские лидеры рвались к власти, осуществляли государственный переворот, если не способны руководить страной?

Мы будем внимательно наблюдать за тем, как поведет себя новое правительство Украины. Известный своими воинственными заявлениями Яценюк ушел с поста премьер-министра. Приходится слышать, что между Президентом и новым Председателем Правительства нет серьезных противоречий, что последний настроен на проведение реформ. Но ведь представляется очевидным, что ни о каком успехе реформ не может быть и речи, если кровопролитный конфликт не будет урегулирован, если украинское общество не "срастется" воедино, не отвергнет сеющую вражду идеологию крайнего национализма.

В этом контексте мы с интересом восприняли предложение делегации Украины о проведении сегодняшнего заседания Совета Безопасности. Тем более что Президент Порошенко анонсировал, что это его личная инициатива. Важно знать: что теперь, при новой конфигурации власти, Киев скажет о своих намерениях в отношении реализации Минских договоренностей?

Тем более, что перед выдвижением этой инициативы киевские власти, как водится, посоветовались с Вашингтоном. В Киев приезжала помощник госсекретаря США. Наши американские партнеры в двусторонних контактах убеждают нас, что хотели бы внести конструктивный вклад в урегулирование кризиса на Украине и даже подключиться к "нормандскому формату". Однако на практике, как мы убеждались уже не раз, их взаимодействие с Киевом имеет обратный эффект, приводит к радикализации позиций украинских властей и росту воинственной риторики. Это произошло вновь. Такой политикой с "двойным дном" Вашингтон подрывает доверие к своим действиям, причем не только на Украине, но и во многих других случаях, как это знают во всем мире.

Сегодняшнее выступление представителя США является еще одним образчиком такой политики.

Сегодняшнее выступление украинской делегации глубоко разочаровывает. Много вызывающей риторики и искажения фактов, а конкретных планов реализации Минских договоренностей – нет.

Г-н Председатель,

Задачи, стоящие перед Киевом в выполнении минского "Комплекса мер" предельно ясны. Ключевое значение имеет "политическая триада". Первое - внесениеизменений в конституцию Украины и принятие постоянного закона об особом статусе Донбасса. Второе – принятие закона о выборах в Донецке и Луганске по согласованию с их представителями. Третье - решение вопроса об амнистии в связи с событиями, имевшими место в Донецкой и Луганской областях Украины. Ни один из этих вопросов не решен. Киев по-прежнему отказывается от прямого диалога с представителями Донбасса, согласования с ними своих шагов, как это предписано Минским соглашением.

В Киеве любят говорить о том, что это Россия не выполняет "Комплекс мер". Но как мы можем принять все эти законы вместо Верховной Рады или ввести их в силу вместо Президента Украины? Совершенно очевидно, что речь идет лишь о том, чтобы переложить свои проблемы "с больной головы на здоровую".

Г-н Председатель,

Из Киева мы постоянно слышим о том, что основным препятствием для продвижения фундаментальных вопросов урегулирования является неустойчивость режима прекращения огня. Однако если мыслить логически и внимательно сопоставлять факты из докладов Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, становится ясным, в чьих интересах постоянный подогрев ситуации на линии соприкосновения. Не случайно, что от украинских властей раз за разом исходят все новые идеи относительно развертывания там то миротворческих сил ООН, то полицейских с тяжелым оружием. Ведь это очень удобно: сначала намеренно нагнетать напряженность, а потом предлагать не имеющие отношения к реальности варианты решения. Единственная цель здесь – затянуть время и отвлекать внимание от невыполнения Минских договоренностей.

Мы обеспокоены сообщениями об обострении ситуации в зоне конфликта в Донбассе. Обстановка начала "разогреваться" еще в декабре прошлого года, особенно после того, как Вооруженные силы Украины начали занимать населенные пункты нейтральной полосы, а в некоторых случаях даже заходить за зафиксированную в минских договоренностях линию соприкосновения. Рассматриваем эти действия как крайне опасные и провокационные. Украинские войска из этих населенных пунктов должны быть выведены. Такие оценки подтверждает и Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. Примечательно, что 17 апреля представитель ВСУ в разговоре с наблюдателями ОБСЕ не скрывал намерений Киева по захвату новых территорий на юго-востоке.

Количество нарушений режима прекращения огня становится в последнее время сопоставимым с периодом "горячей фазы" лета 
2015 года. В отдельные дни фиксируется до 4 тысяч таких нарушений. Статистика ОБСЕ неумолимо свидетельствует о "перевесе" в этом вопросе украинской стороны. С 4 по 21 апреля СММ зафиксировала трехкратное увеличение украинской тяжелой техники в "зоне безопасности". В последнем докладе СММ отмечается, что на украинских складах осталось всего девять процентов заявленных вооружений. Большая часть из "пропавшего" оружия появляется на передовых позициях.

ВСУ снова применяют тяжелое оружие против городов Донбасса, в результате разрушаются жилые дома, есть пострадавшие среди гражданских лиц. Вчера украинскими силовиками из
120-миллиметровых орудий был обстрелян контрольно-пропускной пункт в Еленовке. Погибли четыре мирных жителя, включая беременную женщину.

Английский коллега заявил, что ему все равно, кто стрелял. А нам не все равно.

Сегодня на Постоянном Совете ОБСЕ обсуждались конкретные меры, как улучшить ситуацию с безопасностью. Необходимо обеспечить постоянное присутствие наблюдателей ОБСЕ на КПП и добиться снятия Киевом жестких ограничений на свободу передвижения через них; постоянно мониторить склады вооружений, если надо разместить на них, а также на наиболее опасных участках видеокамеры; обеспечить "зеркальное" патрулирование не только всей территории Донбасса, но и тылов украинской армии. Важно также удвоить усилия по установлению локальных перемирий и активней привлекать к этому Совместный центр координации и контроля, подключить к совместным патрулям этого Центра представителей ополчения, наладить прямые контакты между подразделениями. Все это может значительно уменьшить число инцидентов.

Однако очевидно - и это показывают многие региональные кризисы по всему миру - удерживать режим прекращения огня без решения политических вопросов невозможно.

Вместо продвижения столь необходимого для реализации Минских договоренностей национального примирения на Украине продолжают "охоту на ведьм" и военные приготовления. Новый премьер, вместо реформ, отметился решением о создании министерства по вопросам так называемых "антитеррористической операции" и "оккупированных территорий". Представители Донецка и Луганска по-прежнему именуются сепаратистами, несмотря на то, что подписав минский «Комплекс мер», они заявили о своей принципиальной готовности продолжать жить в украинском государстве. Сохраняется экономическая блокада Донбасса.

Все инакомыслящие причисляются к террористам и сепаратистам и преследуются всеми возможными способами. Нормой для киевских силовиков стали пытки, ненадлежащее обращение с людьми, похищения, произвольные задержания, внесудебные казни. Об этом немало сказано в докладах УВКПЧ по Украине. Однако западные радетели прав человека предпочитают об этом не говорить. А американские и английские постпреды сегодня вновь попытались оболгать наши гуманитарные конвои на Донбасс. С самого начала мы призывали украинские власти организовать их досмотр на границе. Киев от этого отказался, не давая проводить такие инспекции и международным структурам. Возможность зарабатывать дешевые пропагандистские очки оказалась важнее благосостояния жителей Украины.

Сегодня невозможно не вспомнить приближающуюся трагическую дату: два года назад 2 мая 2014 г. в Одессе 48 человек были сожжены заживо, более 200 получили травмы и ранения. До сих пор виновные в ужасной гибели людей так и не понесли наказания. По оценкам Международной консультативной группы Совета Европы по Украине, расследования украинскими властями событий в Одессе не соответствуют требованиям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также критериям независимости, эффективности, тщательности и разумным срокам.

Призываем членов Совета Безопасности не выпускать из виду этот трагический сюжет. Важно установить истину и привлечь виновных к ответственности.

В этом контексте только чувство брезгливости может вызвать недавнее назначение спикером Верховной Рады одиозного деятеля, так называемого коменданта Майдана, который, по многим свидетельствам, причастен как к провокационной стрельбе снайперов в Киеве во время госпереворота, так и к трагедии в Одессе. Не удивительно, что только заняв этот пост, он сразу предложил парламенту изъять пункт о специальном статусе Донбасса из законопроекта о внесении изменений в конституцию страны.

Состоявшаяся на днях встреча с ним высокопоставленного эмиссара Вашингтона вновь напоминает нам о механизме тех кровавых событий.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что важнейшей на сегодняшний день задачей является реализация "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений". Именно неукоснительное, последовательное и полное выполнение положений этого документа является единственным путем урегулирования конфликта в Донбассе и решения всех связанных с ним проблем.

Г-н Председатель,

Я завершаю основную часть своего выступления, но с Вашего позволения я хотел бы сделать два кратких комментария.

Первое. Как Вы знаете, тему Крыма в Совете Безопасности мы не обсуждаем, поскольку это является внутренним делом России. Но тут особо пытались педалировать один сюжет. Я его прокомментирую.

Действительно, общественное объединение "Меджлис крымскотатарского народа" было запрещено в России за экстремистскую деятельность. В некоторых странах уделяли недостаточное внимание борьбе с экстремизмом. Мы видим, к каким тяжелым последствиям это привело. Мы такой ошибки не повторим.

Реальностью является то, что в последнее время возникла новая волна переселения на территорию России, в Крым, представителей этой национальности. Было принято к рассмотрению более тысячи заявок из одного только Узбекистана, 940 из которых удовлетворены.

Чем печься о судьбе крымских татар, Киеву следовало бы позаботиться о жителях Донбасса, где они сами, их дома, школы и больницы подвергаются обстрелам из крупнокалиберного оружия и танков. Мирные люди находятся в экономической блокаде и лишены социальных пособий и пенсий. Киев ежедневно ставит под сомнение их право на жизнь и здоровье.

Отметим также, что за последние годы на Украине запрещены Коммунистическая партия и некоторые другие партии, притесняются многие общественные движения и СМИ. Распространена практика захватов и уничтожения православных храмов и монастырей Украинской православной церкви Московского Патриархата. В Верховную Раду внесен законопроект, фактически направленный на запрет деятельности этой церкви на Украине, а там чуть ли не 12 тысяч приходов. Это примерно то же самое, что запретить в какой-либо из стран католичество потому, что не нравится факт нахождения Святого престола в Риме.

Так что, украинские коллеги и прочие селективные правозащитники, не надо читать нам нравоучений.

И еще один комментарий.

Г-н Сайдик в своем выступлении сказал фразу, которая мне показалась несколько странной – что требует ответа вопрос о восстановлении контроля Киева над границей. Ответ на этот вопрос сформулирован в двух пунктах «Комплекса мер», в 9 и 11 пунктах. Там очень четко расписано: когда проходят выборы, тогда и начинается возвращение контроля. Когда принимается конституция, то завершается возвращение контроля. И в примечании даже написано 8 пунктов, что должно быть в конституции по поводу особого статуса Донбасса. Так что надо в соответствии с этими положениями проводить работу, принимать законы – по согласованию с жителями Востока, как записано в «Комплексе мер». А украинские власти делать этого не хотят, тем самым оттягивая восстановление своего суверенитета и контроля над всей территорией Украины. Это вызывает сожаление.

Благодарю Вас, г-н Председатель.