Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на официальном заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Уважаемые коллеги,

Прежде всего вынужден отметить, что некоторые члены Совета Безопасности в ходе сегодняшней дискуссии вновь не утруждали себя попыткой объективного анализа генезиса и хода кризиса на Украине. Прозвучавшие инсинуации и даже угрозы в адрес России мы категорически отметаем. А говорить будем по делу.

Впервые с Украины начали поступать хрупкие обнадеживающие сигналы. То, что президент П.Порошенко объявил о перемирии, безусловно, важно. Без этого невозможно договариваться ни о чем. Россия будет поддерживать эти намерения.

Однако главное, чтобы на базе этого перемирия возник диалог между всеми противоборствующими сторонами с тем, чтобы найти приемлемые для всех компромиссы, с тем, чтобы люди, проживающие на Юго-Востоке Украины, безусловно, чувствовали, что они являются неотъемлемой частью страны, что они обладают всеми правами граждан государства и эти права гарантированы, в том числе конституцией.

Позитивно оцениваем первые консультации, которые состоялись в Донецке между представителями официальных украинских властей и лидеров и ополченцев Юго-Востока Украины с участием Посла России на Украине и представителя ОБСЕ. Рассчитываем, что достигнутая договоренность поддержать перемирие будет неукоснительно выполняться сторонами.

Разговор начат, хотя первоначально так называемый "план Порошенко" не предусматривал переговоров. Неудивительно, что представители Востока восприняли его настороженно – у них нет оснований доверять киевским властям. Со своей стороны, мы убеждены - мирный план без практических действий и прямого переговорного процесса не будет жизнеспособным и реалистичным.

В целях нормализации обстановки и урегулирования ситуации в восточных регионах Украины, а также в связи с начавшимися трехсторонними переговорами по данному вопросу Президент России В.В.Путин направил в Совет Федерации Федерального Собрания письмо с предложением об отмене постановления Совета Федерации «Об использовании Вооруженных Сил России на территории Украины» от 1 марта 2014 года.

Россия с самого начала выступала за политическое решение кризиса на Украине через инклюзивный диалог и немедленное проведение конституционной реформы. На это было направлено Женевское заявление от 17 апреля и поддержанная нами и многими другими государствами, но почему-то не Украиной, "дорожная карта" швейцарского председательства ОБСЕ. Мы неоднократно предлагали принять соответствующие документы в СБ ООН – от кратких заявлений в поддержку Женевы до резолюций, указывающих на важность инклюзивного диалога и решения гуманитарных проблем. К сожалению, наши инициативы неизменно наталкивались на обструкцию западных коллег.

Может быть и поэтому многие положения вышеуказанных документов Киевом не выполнялись. Ведь в них зафиксировано обязательство воздерживаться от насильственных действий, запугиваний и провокаций. Однако Киев не только не отменил, но и последовательно наращивал карательную операцию против собственного народа.

Киев так и не приступил к разоружению незаконных вооруженных формирований, прежде всего боевиков «Правого сектора», других ультрарадикалов, а также различных региональных боевых структур типа «Днепр», «Азов», сомнительной с точки зрения правовой основы «Национальной гвардии».

Тяжелый отпечаток на украинский кризис наложило то обстоятельство, что он является прямым следствием насильственной и неконституционной смены власти в феврале этого года. Жители Юго-Востока, столкнувшись с пренебрежительным отношением к себе самопровозглашенных властей, скопировали тактику Майдана и взяли в руки оружие для того, чтобы заявить о своих законных требованиях. За это они были объявлены сепаратистами и террористами, против целых городов была начата карательная операция с применением тяжелой артиллерии и авиации. Долгое время даже на фоне мирных обещаний П.Порошенко она только набирала обороты – как по интенсивности, так и по зоне охвата.

К тому же объявленное прекращение огня постоянно нарушалось. Причем снаряды долетали и до российской территории, в результате чего в районе КПП "Должанский – Новошахтинск" есть раненые и разрушены здания.

Остается чрезвычайно сложной гуманитарная ситуация. Не прекращается поток беженцев на территорию России. Возмутителен отказ МИД Украины от взаимодействия с нами в этой области. Призываем снять искусственные препятствия для доставки гуманитарных грузов, обеспечить безопасные коридоры для выхода мирных граждан из зон боевых действий. Обещанные г-ном П.Порошенко коридоры так и не созданы.

Тем не менее, беженцы зачастую под пулями продолжают покидать Украину. Границу пересекли и остались на территории России 450 тысяч граждан Украины. Большинство людей останавливается у родных и знакомых. Только в приграничных регионах развернуто более 220 пунктов временного размещения, в т.ч. палаточные городки. Сейчас в таких пунктах находятся свыше 19 тыс. человек, в т.ч. более 5,5 тыс. детей. Однако Центральному и Южному федеральным округам уже сложно абсорбировать такой наплыв – пункты временного размещения создаются и в других регионах России. По всей стране россияне собирают гуманитарную помощь для жителей Юго-Востока Украины.

Не скрою, нам резануло слух, что некоторые наши коллеги по СБ, склонные разыгрывать «гуманитарную карту», когда им это политически выгодно, на этот раз никаких эмоций не выказали.

Теперь об очередном докладе УВКПЧ о ситуации с правами человека на Украине. Собственно, оснований для его обсуждения Советом Безопасности нет. Миссия наблюдателей была сформирована решением Верховного комиссара по правам человека в соответствии с приглашением украинских властей. Поручения готовить доклады СБ не давал. Поэтому абсолютно логично, что доклад в Совет представлен не был.

Однако вызывает удивление, что Киев, сам пригласивший к себе миссию, отказывается от сотрудничества с ней, в частности в контексте расследования одесской трагедии. В докладе констатируется отсутствие прогресса в параллельных расследованиях – их ведется целых шесть, а это говорит лишь о стремлении утопить истину в бумажном потоке. Это подтверждает необходимость полноформатного международного расследования одесской трагедии, о чем мы говорили с самого начала.

Что касается Российской Федерации, то мы приглашений миссии не направляли и каких-либо рекомендаций в свой адрес не запрашивали. Считаем их включение в документ неуместным. Тема прав человека в Крыму вообще предметом доклада быть не должна. Вместе с тем воспринимаем как нонсенс неспособность Миссии – под предлогом "отсутствия доступа" – дать оценку последствиям действий Киева, прекратившего поставки воды в Крым. При этом "отсутствие доступа" не помешало сделать политически ангажированные заявления об ухудшающемся положении крымчан.

Политически мотивированных штампов в докладе немало. Насколько можно понять из описания методологии, при его подготовке должна использоваться только проверенная информация, а неподтвержденные сведения не должны включаться в доклад. Наверное, это правильно. Но очевидно, что этот ограничитель почему-то почти всегда "работает" в докладе в пользу Киева.

Так, в документе есть ряд ссылок на "сообщения" о предполагаемых нарушениях прав человека со стороны вооруженных группировок в Донецкой и Луганской областях. Но почему же тогда игнорируются многочисленные сообщения, в т.ч. жителей региона  и журналистов, да просто видеоматериалы об артиллерийских обстрелах жилых районов в городах Юго-Востока и жертвах среди мирных жителей в результате неизбирательного применения властями силы?

Весь мир облетели кадры удара украинской авиации по зданию Луганской администрации 2 июня, которое никак не может быть причислено к военным целям. Погибли гражданские люди. Несмотря на то, что коллеги ооновских наблюдателей из ОБСЕ подтвердили, что удары наносились неуправляемыми ракетами с воздуха, УВКПЧ на первый план выдвигает абсурдную версию "неудачной попытки" ополченцев сбить украинский самолет. Версию, которая была многократно опровергнута различными экспертами

Вскользь упоминается в докладе в разделе "Пропаганда" эпизод с вертолетами с ооновской маркировкой. По сути же вопроса ничего не сообщается. Между тем для того, чтобы разобраться в ситуации на месте, необходимо было просто убедиться, в каком состоянии находятся вертолеты, ранее предоставлявшиеся Украиной для операций ООН, и действительно ли они перекрашены. Что и необходимо было сделать – на это соответствующие деньги выделяются из ооновского бюджета.

Отдельного разговора заслуживает положение, в котором оказались журналисты. В докладе сообщается о гибели 24 мая итальянского корреспондента Андреа Рокелли и его российского коллеги и переводчика Андрея Миронова. 17 июня под Луганском вследствие минометного обстрела погибли российские журналисты Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Необходимо тщательное расследование этого преступления. Слишком много свидетельств указывает на то, что это была целенаправленная акция.

Не прекращаются задержания, запугивания и избиения журналистов. К случаям, отраженным в докладе, добавилось задержание 14 июня двух корреспондентов телеканала "Звезда", которых украинские силовики жестоко избивали, добиваясь неких признательных показаний. А представители украинских властей потом похвалялись, что они, мол, извинились за свои репортажи. Продолжают приходить сообщения о преследованиях журналистов за выполнение ими служебных обязанностей, а также об их выдворении из страны.

В целом же вынуждены констатировать, что доклад подрывает доверие к УВКПЧ и вызывает серьезные вопросы относительно целесообразности продолжения работы миссии.