Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Г-н Председатель,

Прежде всего мы хотели бы выразить искренние соболезнования родным и близким пассажиров и членов экипажа малайзийского авиалайнера, полет которого оборвался в небе над Донецком, а также правительствам тех стран, чьи граждане оказались в списке жертв этой трагедии. Необходимо беспристрастное, открытое расследование случившегося. Не следует оказывать давление на такое расследование, пытаясь предрешать его итоги громкими заявлениями и необоснованными инсинуациями. В столь сложной ситуации правильным, видимо, было бы создать международную комиссию под эгидой ИКАО.

Г-н Председатель,

У каждого нормального человека, уверен, в первую очередь возникает вопрос: зачем украинские авиадиспетчеры направили пассажирский самолет в зону боевых действий? В зону, где авиация систематически использовалась для нанесения ударов в том числе и по гражданским объектам и где поэтому работали  средства ПВО?

Обеспечение безопасного и эффективного использования гражданской авиацией воздушного пространства государства – ответственность этого государства. В соответствии с международными правилами страна, над территорией которой осуществляется полет, обязана предоставлять аэронавигационную информацию, необходимую для обеспечения безопасности воздушного сообщения. Международным правом прямо предусмотрены все возможности для своевременного закрытия государством опасных для полетов районов. Как представляется, требуется расследование не только самой катастрофы, но и того, насколько полно украинские авиационные власти выполнили свои обязанности и использовали указанные права, сделали ли они все необходимое для того, чтобы в условиях развязанной Киевом военной кампании предотвратить произошедшую трагедию. Сегодня Киевом, наконец, было объявлено о полном закрытии воздушного пространства над районом проведения так называемой антитеррористической операции. Почему этого нельзя было сделать раньше, не дожидаясь сотен жертв?

Г-н Председатель,

В ходе нашего предыдущего заседания по Украине некоторые западные члены Совета умилялись по поводу «сдержанности» киевских властей в использовании силы. Вот они и проявили эту «сдержанность» во всей красе.

В ход в Донецке и Луганске пошли и штурмовая авиация, и тяжелая артиллерия, и танки, и реактивные системы залпового огня, работающие, между прочим, "по квадратам" и имеющие неизбирательное действие.

Карательная операция приобретает все более разрушительные масштабы для населения и гражданской инфраструктуры. Десятками гибнут мирные жители, в том числе и дети, целенаправленно выводятся из строя транспортные и коммунальные артерии и объекты, медицинские учреждения.

По данным ооновцев, в зоне боевых действий на Востоке Украины находится более 4,5 млн. чел.

При этом никаких мер по эвакуации гражданского населения из зоны боев киевскими властями не предпринимается: люди вынуждены покидать районы боестолкновений самостоятельно, ежеминутно рискуя жизнью. Имеется множество свидетельств о том, что люди, бегущие от войны, а особенно – ищущие спасения на территории России, подвергаются преднамеренным обстрелам украинских силовиков.

К настоящему времени Россия приняла более 110 тыс. беженцев с Востока Украины, и эта цифра продолжает расти с каждым днем. Эти данные подтверждаются  Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В связи с этим в шести регионах России введен режим чрезвычайной ситуации.

Приобрели регулярный характер артиллерийские и минометные обстрелы украинскими силовиками российской территории. Целями этих обстрелов становятся как пограничные КПП, так и дома мирных жителей. Среди наших граждан имеются убитый и раненые. Рассматриваем данные провокации как агрессивные акты украинской стороны в отношении суверенной российской территории и граждан Российской Федерации. Возлагаем всю ответственность за них на киевские власти и настаиваем на неукоснительном принятии украинской стороной решительных мер по пресечению подобного рода инцидентов.

Г-н Председатель,

Мы неоднократно предупреждали о губительности попыток силового разрешения политического кризиса на Украине, призывали к налаживанию взаимоуважительного инклюзивного диалога между всеми основными политическими силами, между Киевом и регионами.

Однако на каждом перекрестке киевские власти выбирали неправильный путь. А их западные поводыри (в первую очередь я имею в виду, конечно, США) подталкивали их к эскалации кризиса. Столкнувшись с катастрофическими последствиями такого курса, пытаются свалить все на Россию.

Отброшенным оказалось соглашение от 21 февраля. Отмахнулся Киев от «дорожной карты», предложенной председательством ОБСЕ. По сути невостребованным оказались Женевское заявление от 17 апреля и Берлинская декларация от 2 июля, хотя в их выработке участвовали представители киевских властей.

Широко разрекламированный «мирный план» президента П.Порошенко на поверку оказался дымовой завесой для военных приготовлений и развертывания масштабной карательной операции.

Киевские власти пошли по пути подавления инакомыслия. Сразу после февральского переворота несогласных в Киеве стали именовать бандитами и террористами, а потом и недочеловеками и насекомыми. Случайно ли на 5-м канале украинского телевидения, принадлежащем г-ну Порошенко, показывали рекламу вытравливания насекомых на фоне карты Востока Украины? Холодят душу истории кровавых расправ над протестующими в Мариуполе и Одессе. Количество их жертв приуменьшается, подлинного расследования не проводится. Многими десятками исчисляются исчезнувшие люди из тех, кто политически оппонировал Киеву.

Обещанная реформа конституции готовится в тайне. Судя по всему, киевские власти хотят заручиться ее поддержкой со стороны европейских структур, а затем уже «даровать» ее «благодарному народу». Кстати, по имеющимся сообщениям, перераспределения полномочий от президента парламенту, за что месяцами бился Майдан, не предусматривается.

Можно ли удивляться, что население ряда регионов страны не приемлет такого ведения дел? Политические представители этих регионов хорошо известны. Это и политики, давно участвующие в политической жизни Украины, и народные представители, выдвинутые на политическую авансцену протестными движениями в последние месяцы. Вовлечение их в диалог позволило бы избежать нынешнего обострения кризиса. Киев же выбрал метод арестов, избиений, угроз.

Г-н Председатель,

Применительно к украинскому кризису международные институты оказались не на высоте положения. Причина – в наших западных партнерах: шумят много, а делать для урегулирования ситуации ничего не хотят. Трудно идет работа в ОБСЕ. Здесь, в СБ ООН, российская делегация трижды предлагала серьезно заняться выработкой резолюции, которая помогла бы остановить насилие на Украине. Но западные коллеги реагировали на наши предложения с вызывающим цинизмом. Мол, не можем «поступиться принципами»: правительство вольно делать, что заблагорассудится. Говорят, что из принципа можно и застрелиться. Но зачем же в жертву своим геополитическим амбициям приносить интересы целого народа – народа Украины?

Г-н Председатель,

Карательную операцию на Востоке Украины необходимо прекратить незамедлительно. Переговорный выход из кризиса еще возможен. Надо, наконец, сделать правильный выбор.