Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на брифинге Совета Безопасности ООН, посвященном восьмому докладу Генсекретаря ООН об угрозе международному миру и безопасности со стороны ИГИЛ

Г-н Председатель,

Благодарим приветствовать г-на Воронкова и г-жу Конинкс за их брифинги. Убеждены, что плодотворное сотрудничество между вашими структурами является залогом прогресса в деле борьбы с терроризмом под эгидой ООН.

Мы разделяем многие оценки, содержащиеся в восьмом докладе Генсекретаря ООН об угрозе ИГИЛ. Со своей стороны хотели бы отметить следующее.

Как представляется, центральным элементом этих докладов должны оставаться сведения о ресурсной базе террористов и принимаемых усилиях по ее подрыву. В очередной раз подчеркиваем, что любые торгово-экономические отношения с физическими лицами и организациями, причастными к деятельности игиловцев, являются грубым нарушением резолюций Совета Безопасности. Все необходимые решения на этот счет уже давно приняты. Их надо добросовестно выполнять, а не рассчитывать, что они адресованы кому-то другому.

Г-н Председатель,

Несмотря на значительные успехи в борьбе с терроризмом на сирийско-иракском направлении, ближневосточный регион продолжает оставаться опорным пунктом для руководства ИГИЛ. Игиловцы не прекращают атаки, в том числе по гражданским целям. Теряя позиции, террористы пытаются установить плотное взаимодействие с «братьями по духу» – такими же террористами, только под другими именами, действующими на территории Ближнего Востока.

Усилия по подавлению ИГИЛ в Ираке и Сирии продолжаются.
С удовлетворением отмечаем, что стабилизация военно-политической ситуации в обеих странах привела к сокращению каналов и объемов финансирования незаконных вооруженных формирований. В частности, в Сирии террористы, потеряв контроль над обширными территориями, утратили источник дохода в виде различных поборов с населения.

Россия содействовала нормализации обстановки в САР и Ираке через контртеррористическое сотрудничество, в том числе в рамках координационного центра в Багдаде. На сирийском направлении положительный эффект имели усилия по деэскалации, предпринятые странами-гарантами Астанинского процесса.

Мы также обеспокоены нерешенностью проблемы репатриации иностранных террористов-боевиков (ИТБ), воевавших на стороне ИГИЛ и остающихся на территории Сирии, в страны их происхождения и привлечения их к ответственности.

Г-н Председатель,

Хотели бы отметить необходимость приглашения на соответствующие брифинги СБ по ИГИЛ представителей тех государств, которые больше всего страдают от терактивности - в первую очередь, Сирии и Ирака. Отмечаем важность получения информации из конфликтных зон. Для этого видим необходимость работать с правительствами этих стран напрямую.

В фокусе нашего пристального внимания – перемещения ИТБ в другие конфликтные зоны, например, в страны Африки, прежде всего Сахаро-Сахельскую зону, а также Афганистан, для продолжения там террористической активности.

Афганское «крыло» ИГИЛ, несмотря на имевшие место определенные потери на севере, по-прежнему остается одним из ключевых факторов дестабилизации обстановки в этой стране. Дополнительную опасность представляет их расширяющаяся идеологическая, пропагандистская и вербовочная деятельность с умелым использованием информационно-коммуникационных технологий. Активность ИГИЛ в ИРА подпитывается в том числе и ИТБ, получившими боевой опыт в Сирии и Ираке. Видим в сохраняющемся в Афганистане присутствии группировки угрозу для приграничных государств Центральной Азии. Высокий количественный уровень тератак с использованием смертников указывает на то, что группировка обладает людскими ресурсами.

Наблюдаем определенный прогресс в работе по блокировке каналов финансирования террористов, осуществляемой приграничными государствами.

Доходы ИГИЛ от контрабанды углеводородов так же по понятным причинам продолжают падать. Вместе с тем осенью прошлого года боевиками были захвачены несколько месторождений в провинции Дейр-эз-Зор, что позволило им в течение нескольких месяцев через сеть посредников перепродавать некоторые объемы энергоносителей по цене в 30-35 долларов США за баррель.

В целом же с момента выхода предыдущего доклада ключевые статьи доходов крупнейших террористических формирований региона не претерпели принципиальных изменений. Боевики продолжают захватывать заложников с целью получения выкупа, участвуют в незаконном обороте наркотиков, а также торговле сельскохозяйственной продукцией и человеческими органами, сбывают захваченные предметы культурного наследия на черных рынках.

Казна игиловцев пополняется и за счет торговли продукцией промышленного производства (например, серная и фосфатная кислоты, цемент), инвестиций в рыбоводческие хозяйства в Ираке, спекуляций на фондовых биржах, получения доходов от криптовалют, игр в онлайн-казино, использования мошеннических схем электронной торговли и поставок контрафактной медицинской продукции. В некоторых случаях в целях поддержания своей деятельности боевики вынуждены продавать имеющееся у них вооружение и боеприпасы.

При этом не стоит полагать, что главари ИГИЛ и «Аль-Каиды» довольствуются имеющимися ресурсами. Совместно с подельниками из организованных преступных группировок они находятся в постоянном поиске новых источников подпитки своей деятельности. К примеру, фиксируются попытки установить контроль над каналами наркотрафика и контрабанды полезных ископаемых из стран Азии. Особый интерес в этой связи отводится упоминавшемуся ранее Афганистану. В ряде провинций ИРА активно налажена незаконная добыча, переработка и поставка за рубеж железа, меди, золота, драгоценных и полудрагоценных камней.

В этом контексте в очередной раз хотели бы привлечь внимание к исследованию связанных с ИГИЛ финансовых потоков, проводимому по инициативе России в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с 2016 года. К настоящему моменту секретариатом ФАТФ получены сведения от более 40 юрисдикций, позволяющие составить объемную картину финансово-экономической «машины» ИГИЛ.

Г-н Председатель,

К сожалению, несмотря на наши неоднократные призывы, на площадке ООН по-прежнему остается в тени важнейшая задача перекрытия поставок террористическим организациям продукции военного назначения (ПВН). Ни для кого не секрет, что в целях оружейной подпитки боевиков нередко использовались «серые схемы» экспорта вооружений. При относительной прозрачности сделок конечным получателем ПВН оказывались террористические формирования, зачастую маскирующиеся под «оппозиционные» движения.

Призываем все государства уделить особое внимание вопросам регулирования посреднической деятельности, криминализации незаконного брокерства, разработки гибкой системы оценки рисков при экспорте, совершенствования межгосударственного обмена информацией, а также механизмов учета и контроля за передачами вооружений.

Со своей стороны, намерены и далее принимать активное участие в глобальных антитеррористических усилиях в поддержку деятельности ООН на этом направлении, в том числе посредством оказания содействия иностранным партнерам. Подтверждаем нашу заинтересованность в конструктивном диалоге со всеми заинтересованными сторонами.

Благодарю Вас.