Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим г-жу Рину Гилани за ее доклад.

С удовлетворением отмечаем устойчивость тенденции на снижение насилия в Сирии. Однако, несмотря на продолжающуюся стабилизацию, в Сирийской Арабской Республике, сохраняются отдельные очаги напряженности, в том числе в провинции Идлиб и к востоку от реки Евфрат.

Обстановка на сирийском северо-западе неустойчива и не может искусственно сдерживаться длительное время. Угроза, исходящая от боевиков из нусровского альянса «Хейят Тахрир аш-Шам», практически полностью взявших под контроль эти территории, не может исчезнуть сама по себе. Призывы к «заморозке» ситуации лишь ободряют террористов.

В этой связи вместе с турецкими и иранскими партнерами мы продолжаем усилия по выработке формулы, которая позволит бороться с теругрозой без ущерба для гражданского населения. Встреча на высшем уровне в Сочи 14 февраля подтвердила, что Астанинская «тройка» остается единой в поиске путей скорейшей стабилизации ситуации в САР «на земле» -  в Идлибе и на северо-востоке.

Поддерживаем тезис о необходимости наращивания гуманитарного содействия Сирии. Сирийцы действительно нуждаются во многом. Поступающая в страну помощь остается востребованной. Но она должна быть комплексной и деполитизированной. Мы знаем, что на некоторые страны оказывается давление, чтобы отговорить их от содействия населению, проживающему на контролируемых Дамаском территориях. Это абсолютно не допустимо. Как абсолютно позорно и применение односторонних санкций, которые в первую очередь сказываются на положении обычных сирийских граждан.

Вместо того, чтобы приносить страдания сирийцам, думая, что наносится урон властям в Дамаске, нужно сфокусировать на наиболее эффективном способе улучшения гуманитарного положения в Сирии, которым является содействие восстановлению разрушенной гражданской инфраструктуры и национального хозяйства. Хотим подчеркнуть, что без приглашения представителей правительства САР на предстоящую конференцию в Брюсселе, она не будет полноценной.

Стабильно увеличивается количество возвращающихся беженцев в САР из соседних государств. Подчеркну, никто не заставляет беженцев возвращаться насильно. Оценочно, изъявили желание вернуться на родину чуть менее 2 млн. сирийцев из десяти стран мира. Всего с 30 сентября 2015 г. в Сирию с территорий иностранных государств вернулись 370 тыс. человек. При содействии российского Центра по примирению враждующих сторон обеспечена работа двенадцати пунктов пропуска, в том числе одного воздушного и одного морского.

Руководство Сирии предпринимает шаги, направленные на придание устойчивости процессу возвращения сирийских беженцев. В 412 населенных пунктах, наименее пострадавших от военных действий, развернуты пункты приема и размещения беженцев на 1,5 млн. мест. В провинциях Алеппо, Дамаск и Хама реализуется государственная программа по восстановлению населенных пунктов на освобожденной от боевиков территории. Программа включает подготовку инфраструктуры (водоснабжение, электрификация), адресную помощь населению, возвращение жителей в места постоянного проживания.

Продолжается предоставление амнистии лицам, уклонившимся от выполнения обязанностей по военной службе, в том числе среди беженцев и бывших членов незаконных вооруженных формирований. К настоящему дню амнистировано более 55 тыс. человек.

Рассчитываем, что те, кого действительно заботит судьба простых сирийцев, более пристально присмотрятся к ситуации в Сирии с учетом существующих реалий и все же подключатся к усилиям по преодолению разрухи и налаживанию нормального быта людей.

Г-н Председатель,

Хотели бы обратить особое внимание на два момента. Во-первых, выражаем обеспокоенность ситуацией в лагере ВПЛ «Аль-Хауль», расположенном на северо-востоке провинции Хасеке. В нем собралось почти 50 тыс. беженцев, преимущественно женщин и детей. Все они бежали из Хаджина, который возглавляемая США коалиция вместе с протежируемыми силами на земле равняла с землей, кстати, с большими жертвами среди гражданского населения. Никто тогда не призывал остановить удары, насколько мы помним.

В этот лагерь теперь бегут из Аль-Багуза, который также утюжится коалицией. Вам могут говорить, что все удары наносятся с максимальной точностью. Но мы такое слышали и про Ракку, где еще продолжают доставать тела погибших из-под завалов.

Пора всем, включая ооновские структуры, оставить двойные стандарты и посмотреть на вещи объективно. Проблема Рукбана, в отношении которого 6-14 февраля была осуществлена операция по доставке и распределению гуманитарной помощи ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца, связана не с отсутствием у ВПЛ желания перемещаться на территорию, контролируемую Дамаском. Как раз наоборот – опрос, проведенный в лагере побывавшими там ооновцами, показал, что 95 процентов хотят покинуть Рукбан. Причем 80 процентов желают вернуться на подконтрольные сирийским властям территории.

Проблема Рукбана заключается в незаконной оккупации США части сирийской суверенной территории в районе населенного пункта Ат-Танф, где пестуются боевики группировки «Магавир Ас-Саура», запятнавшие себя связями с террористами.

Доступ в эту зону и выход из нее, судя по всему, закрыт. Из-за перенаселенности, антисанитарии, а также нехватки продовольствия и медикаментов там уже погибли десятки людей. По некоторой информации, в лагере зафиксирован первый случай проказы.

США, как оккупирующая держава, в соответствии с Женевскими конвенциями несет полную ответственность за положение жителей Рукбана. Статья 55, Четвертой конвенции гласит – «Оккупирующая держава обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Она же должна ввозить необходимые съестные припасы, санитарные материалы и другие предметы в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны».

В соответствии со Статьей 56 «оккупирующая держава обязана обеспечить деятельность санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранение и общественную гигиену на оккупированной территории, в т.ч. для пресечения распространения инфекционных заболеваний».

В конвенциях подчеркивается, что сторонняя гуманитарная помощь не снимает ответственности с оккупирующей державы.

Выходит, что международное гуманитарное сообщество, ООН и профильные агентства, доноры и партнеры делают – это то, что должны делать США в соответствии с международным правом.

Мы предлагаем выход из сложившейся ситуации и устойчивое решение проблемы Рукбана. Это эвакуация всех желающих из лагеря в те районы, которые они сами изберут. «Всех желающих» здесь, разумеется, ключевые слова.

Надо не мешкая приступать к реализации этой идеи, а не тратить время на планирование новых конвоев, лишь подчеркивающих игнорирование международного гуманитарного права в этой части Сирии. На это направлена российская инициатива, в соответствии с которой с 19 февраля открыты два коридора под гуманитарные гарантии Сирийского общества Красного Полумесяца для выхода находящихся в лагере гражданских лиц. И люди готовы выходить, нужно лишь, чтобы им просто прекратили блокировать выход.

Благодарю Вас.