Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по мотивам голосования по проекту резолюции Совета Безопасности ООН «О передаче сирийского досье в МУС»

Г-н Председатель,

Мы понимаем мотивы многих делегаций, проголосовавших сегодня за проект резолюции о передаче сирийского досье в МУС, либо ставших его соавторами. Мы разделяем их эмоции, вызванные затянувшимся сверх всякой меры конфликтом в Сирии. Тяжело смотреть на разрушения, гибель и страдания людей.

Сложнее понять мотивы Франции, инициировавшей этот проект и поставившей его на голосование, заранее прекрасно зная, какая участь его ожидает. Приходится слышать много сетований на отсутствие единства в СБ, среди «пятерки» его постоянных членов по Сирии. Действительно, когда это единство есть, удается добиваться конкретных позитивных результатов. К ним нельзя не отнести резолюцию СБ 2118 об уничтожении сирийского химического арсенала - эта программа близка к успешному завершению. Полезным ориентиром стала и резолюция СБ 2139 по гуманитарным делам. Единство «пятерки» важно. Не зря же Франция все время ратовала за привлечение «пятерки» к работе по политическому урегулированию кризиса, не предлагая, правда, при этом никаких субстантивных позитивных идей.

Зачем же сейчас наносить такой удар по единству «пятерки»? Неужели только затем, чтобы вновь попытаться создать предлог для вооруженного вмешательства в сирийский конфликт?

Нельзя было не обратить внимание на то, что глава французской дипломатии счел необходимым использовать свой недавний визит в Вашингтон для публичной критики Соединенных Штатов за отказ от нанесения ракетно-бомбовых ударов по Сирии осенью прошлого года.

Нельзя не отметить, что ущерб по единству «пятерки» нанесен в чрезвычайно ответственный момент в усилиях по политическому урегулированию в Сирии. Вынужденную паузу, вызванную отставкой Л.Брахими, необходимо использовать для углубленного, честного и совместного анализа ситуации, для поиска любых возможных резервов с целью разорвать порочный круг насилия. Полезная пища для размышлений на этот счет содержится в «политическом завещании», оставленном Л.Брахими Совету Безопасности 13 мая.

Именно на это направлен внесенный Россией проект резолюции СБ, призванный стимулировать процесс «локальных замирений». Нашим западным коллегам он не нравится, говорят, что уже состоявшиеся «замирения» не соответствуют их стандартам. Как тут не вспомнить русскую поговорку: худой мир лучше доброй ссоры. А что предлагают наши западные коллеги взамен? Рассчитанные на наивных разговоры о том, что они будут поставлять новые виды оружия только «хорошим» оппозиционным группировкам? Теперь у них в «хороших» ходит «Исламский фронт», который открыто признал свою ответственность за ряд жестоких террористических атак, включая недавнюю в Алеппо, унесшую жизни десятков гражданских лиц. Заметим, что наши западные коллеги требуют, чтобы трансграничные гуманитарные поставки в Сирию осуществлялись через погранпереходы, контролируемые «Исламским фронтом». При этом уже давно отказываются от осуждения Советом Безопасности многочисленных актов терроризма, совершаемых в Сирии.

Именно ставка на силовую смену режима в Сирии любой ценой стала первопричиной затягивания кризиса и подрывает женевские переговоры. Показательно, что лидер национальной коалиции Джарба не счел нужным показаться на женевских переговорах, вместо этого - разъезжает по миру в поисках оружия. А его предшественник Хатыб был отстранен от дел лишь за попытку начать переговоры с Дамаском ради прекращения кровопролития.

В этой связи бросается в глаза, что в коммюнике состоявшегося 15 мая очередного заседания так называемой группы «Лондон 11» нет ни слова о политическом урегулировании и межсирийском переговорном процессе. А западная «тройка» всячески отговаривала Генсекретаря и его спецпредставителя от созыва очередного раунда женевских переговоров. Когда превалирует курс на эскалацию конфликта, о каком правосудии может идти речь? В отклоненном сегодня проекте резолюции мы видим лишь попытку использовать МУС для дальнейшего разжигания политических страстей, а в конечном счете - для внешнего силового вмешательства.

Отметим, что так называемый «доклад Цезаря», использовавшийся для нагнетания обстановки перед внесением данного проекта, основан на неподтвержденной информации, полученной из не поддающегося проверке источника и поэтому не может служить основанием для принятия столь серьезного решения.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что когда в прошлый раз СБ передал дело в МУС - ливийское досье своей резолюцией 1970, это не помогло урегулированию кризиса, а лишь подлило масло в огонь конфликта. Да и по окончании вооруженной борьбы МУС себя, мягко выражаясь, не проявил. МУС не способствует нормализации обстановки и торжеству справедливости в Ливии, уходя от наиболее острых тем. За рамками его работы почему-то оказался вопрос о гибели гражданских лиц в результате натовских бомбардировок. Наши коллеги из натовских стран вообще высокомерно отказались обсуждать эту тему. Даже извинение отказались принести. А еще рассуждают о стыде! На словах ратуют за борьбу с безнаказанностью, а сами практикуют вседозволенность.

Соединенные Штаты частенько указывают и тем и другим дорогу в МУС, а сами почему-то не спешат присоединяться к Римскому статуту. А в сегодняшнем проекте США выговорили исключение для себя и своих граждан.

Англия является участником МУС, но почему-то без энтузиазма относится к начавшемуся там рассмотрению темы преступлений, совершенных британцами в ходе войны в Ираке.

Вот если бы США и Соединенное Королевство вместе передали свое иракское досье в МУС, тогда мир увидел бы, что они действительно борются с безнаказанностью.

Г-н Председатель, мы исходим из того, что фундаментальной основой работы по урегулированию сирийского кризиса остается Женевское коммюнике от 30 июня 2012 года, которое трактует принцип ответственности и национальное примирение в их взаимосвязи, оставляя тем самым главенствующую роль в этом процессе за самими сирийцами.

Мы убеждены, что справедливость в Сирии в конечном итоге восторжествует. Виновные в совершении тяжких преступлений будут наказаны. Но для того, чтобы это произошло, прежде всего нужен мир. Россия будет продолжать прилагать все усилия для скорейшего прекращения кровопролития. Призываем наших западных коллег отказаться от своей бесперспективной, тупиковой политики бесконечного подогревания сирийского конфликта. Приглашаем всех, кому действительно дороги интересы сирийского народа, присоединиться к работе по скорейшему политическому урегулированию.

Рассуждать, как это делал сегодня постпред Франции о том, что политического процесса больше не существует – просто безответственно. Вот это действительно – предательство сирийского народа.