Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

 

Г-н Председатель,

Россия высоко оценивает работу гуманитарного персонала ООН в Сирии, оказывает ему активную поддержку, так что уговаривать нас помогать ООН не надо. Это нечестные высказывания, которые допустил постпред М.Райкрофт, и нечестная постановка вопроса. Но прежде всего, давайте сначала профессионально разберёмся, что всё-таки происходит.

Благодаря непрекращающейся работе российских специалистов число подключившихся к перемирию населённых пунктов Сирии возросло до 961. Семьдесят боевых формирований оппозиции официально присоединились к режиму прекращения боевых действий (РПБД). Переговоры с командирами вооружённых отрядов продолжаются в целом ряде провинций. Россия продолжает оказывать сирийской стороне существенное гуманитарное содействие. 

Мы настойчиво ищем пути оздоровления обстановки в Алеппо. Как известно, восточные районы этого стратегически важного города удерживаются вооружёнными группировками, верховодят которыми террористы из «Нусры». Давно обещанное отмежевание «умеренной» оппозиции от «Нусры» до сих пор не проведено. Нас продолжают «потчевать» заниженными показателями численности «Нусры», ссылаясь на информацию из прессы и даже социальных сетей оппозиции. Что это за источники? Это способствует сохранению нетерпимой ситуации, когда тысячи мирных жителей удерживаются в заложниках. Что это – желание любой ценой сохранить крупный очаг антиправительственного сопротивления террористической направленности? Большую тревогу вызывают сообщения о жестоком подавлении демонстраций мирных жителей, требующих ухода радикалов из города. В настоящее время продолжаются профессиональные двусторонние контакты с американской стороной, которые, как мы надеемся, позволят найти правильное решение. 

На октябрьском заседании СБ мы подробно говорили о причинах срыва гуманитарной операции вследствие саботажа со стороны незаконных вооружённых формирований и так называемого «местного совета» на фоне неадекватных действий со стороны некоторых из ООН. Они об этом хорошо знают и, как я понимаю, теперь сожалеют. Повторения такого сценария допустить нельзя. Пусть впредь боевики, включая «Ахрар аш-Шам» и «Нуреддин аз-Занки», публично подтверждают, а их «спонсоры» гарантируют, готовность к взаимодействию с профильными агентствами ООН и беспрепятственному проведению операций гуманитарного характера без искусственных увязок. Никакого «бартера» больных и раненых на продукты и лекарства для боевиков быть не может.

Аналогичных шагов ждём от «местного совета» восточного Алеппо. Вправе рассчитывать, что помогут, в частности, английские или французские коллеги, принимавшие этих деятелей в Париже на самом высоком уровне. Вот лучше об этом расскажите, о своих усилиях. А что требовать от России? Что Россия должна сделать? Выясняется, что «советов» этих, живущих за счёт иностранных вливаний, два. Один из них вообще функционирует в Газиантепе, другой – в Сирии, но за пределами Алеппо. За закон и порядок ни тот, ни другой не отвечают. Едва ли можно считать «советы» представительными органами самоуправления восточного Алеппо, они даже на его территории не находятся, да и с формальной точки зрения их полномочия, кстати говоря, истекли – просьба не забывать.

Обратили внимание, что с каждым месяцем в ооновских докладах заметно увеличивается численность жителей блокированных районов – неизменно за счёт населённых пунктов, контролируемых вооружёнными группировками. Если цель этих математических манипуляций состоит в том, чтобы выставить правительство Сирии главным виновником страданий мирных жителей, то это неприемлемый подход. Непонятно, каким образом ведутся эти подсчёты, ведь оценочные миссии ООН они на свои территории не пускают. Зато, надо полагать, регулярно подбрасывают взятую с потолка статистику. В то же время численность нуждающихся в гуманитарной помощи людей на территориях под контролем правительства постоянно занижается. Бывают и совсем интересные случаи, когда, например, в бюллетене за 20 апреля численность жителей осаждаемого игиловцами Дейр-эз-Зора была оценена в 200 тысяч, а 3 мая – уже в 110 тысяч. Мы тоже очень внимательно следим за тем, что происходит. Очень внимательно. Мы же ведём в стране контртеррористическую операцию, а не, как сегодня прозвучало лицемерно, кого-то «поддерживаем». Конечно, мы поддерживаем законное правительство. 

Последние информационные вбросы насчёт нападений на гражданские объекты носят исключительно пропагандистский характер, они не подтверждаются данными объективного контроля. Если ориентироваться на эти сообщения, то сирийцы якобы только и делают, что бомбят больницы, как будто нарочно наращивая интенсивность в преддверии заседаний СБ ООН. Если суммировать все интернет-данные по атакам на медицинские учреждения, можно удивиться количеству лечебниц, которым не располагала довоенная Сирия. При этом каждый раз утверждается, что больше работающих больниц не осталось. Всё это в преддверии заседания СБ. В отсутствие ООН в Алеппо, кстати говоря: в результате обстрелов боевиков из восточного Алеппо ооновцы из западного Алеппо ушли. Почему об этом не говорится сегодня? Почему не осуждаются нападения на посольство России в Дамаске? В отсутствие ООН в Алеппо информация берётся неизвестно откуда – от различного рода НПО, причём тех, кто находится за пределами Сирии. Преднамеренно осуществляется фальсификация. 

Отмечу, что никакой информации о возможном расположении так называемых «мобильных госпиталей» в подконтрольных боевикам районах курирующие их западные партнёры никогда не предоставляют. Когда мы призывали к честному обмену информацией, мы имели в виду именно это. По поводу слов Саманты Пауэр я повторю, что с 18 октября российская авиация не наносит ударов по Алеппо и в десятикилометровой зоне вокруг него. Ждём размежевания «умеренной» оппозиции и террористов. Задача срочная. 

Г-н Председатель,

Усилиями наших партнёров работа СБ по сирийскому урегулированию всё больше перемещается в виртуальную плоскость, не имеющую ничего общего с реалиями конфликта в Сирийской Арабской Республике. Взять хотя бы опять прозвучавшие многочисленные призывы к правительству САР и к России. А кто будет работать с теми, кого забрасывали в Сирию, кого вооружали, оснащали деньгами? Вы представляете, что такое для светской Сирии, с долгими традициями сосуществования различных религий, народов присутствие иностранных боевиков? Вы хотя бы профессионально подойдите к этому вопросу. Сначала породили, а теперь испугались этого ужасного явления и идёте у него на поводу. Вот что происходит. Весь мир хотите загнать в трибуналы. Дошли до того, что перечислили имена сирийских офицеров и генералов. Но если вы говорите, что претендуете на беспристрастность, то где имена террористов? Кто с ними будет разбираться? Опять, видно, их испугались. Поэтому давайте не лицемерить. 

Забыли даже про свой золотой стандарт презумпции невиновности, уже назначив виновных. Виновность выясняется в суде. Элементарные истины приходится в Совете Безопасности говорить. В то же время должен вам сказать, я вот сейчас внимательно слушал своих коллег, с которыми ежедневно работаю над разными вопросами. Должен вам сказать, что такая ожесточённость показывает, что, видно, планы ваши не работают, что-то не получается, не можете ещё один режим снять, не можете ещё одну страну на Ближнем Востоке разрушить. Но остановиться никогда не поздно. Двери для сотрудничества продолжают оставаться открытыми.