Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

15 января 2016 года


Г-н Председатель,

Обеспокоены сложной гуманитарной ситуацией в Сирии, которая сложилась в результате продолжающегося внутреннего вооружённого конфликта. Отмечаем усилия предпринимаемые гуманитарным агентством ООН, а также Сирийским обществом Красного Полумесяца. Критически важно, чтобы все его стороны, а также имеющие на них влияние государства приложили максимум усилий для обеспечения всем необходимым жителей осаждённых городов. Предпринимаем соответствующие контакты с сирийскими властями, ориентируя их на конструктивное сотрудничество с гуманитарными структурами ООН.

Но особую тревогу вызывает положение жителей городов, блокированных боевиками террористических групп «Джабхат ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам», которые прикрываются мирными гражданами как живым щитом, захватывают их ради выкупа, грабят конвои с гуманитарной помощью. Кстати, "грешат" этим и группировки, орудующие "под флагом" ССА.

Требуется объективный комплексный подход к ситуации. Много говорят о Мадаи, но ни слова о населенных пунктах Нубуль и Аз-Захра в провинции Алеппо. А ведь речь идет о судьбе десяти тысяч людей. Ооновским гуманитарщикам хорошо известно какие усилия были предприняты для разблокирования ситуации вокруг палестинского лагеря Ярмук, а также района Аль-Ваар.

Если посмотреть на ситуацию практически, то гуманитарные поставки в обозначенные рядом членов Совета проблемные районы, в частности Мадаю, идут при активном содействии властей Сирийской Арабской Республики. Это подтверждено сотрудниками гуманитарных агентств ООН, наблюдавшими за доставкой помощи в этот город. В Мадаю, Фуа и Кафраю уже направлен второй конвой. На подходе третий – 17 января. Резидент-координатор ООН Я.Хилло с удовлетворением обратил внимание на продолжение прямых контактов между ВОЗ и правительством Сирии по вопросу организации срочной медицинской эвакуации нуждающихся гражданских лиц.

Приступили к гуманитарной операции и действующие в Сирии по просьбе её правительства вооружённые силы Российской Федерации. Помощь направляется в город Дейр эз-Зор, находящийся под осадой террористов. С использованием российских парашютных платформ уже доставлено 22 тонны грузов. Работа в этом направлении будет продолжена.

Совет Безопасности уделяет пристальное внимание гуманитарной ситуации в Сирии. На этой неделе проводится уже второе заседание по данному вопросу. Сегодня мы собрались в открытом формате. Обращаем внимание, что даже с точки зрения практики Совета Безопасности это не совсем обычно, поскольку уже скоро, 27 января, нам предстоит обсуждать гуманитарные аспекты сирийского кризиса.

Похоже, что под предлогом обострения ситуации в блокированных городах предпринимаются попытки сорвать начало межсирийского диалога, запланированное на 25 января. Вся эта активность идёт вразрез с резолюцией СБ 2254, согласно которой начало диалога не должно ничем обуславливаться. А гуманитарная проблематика должна быть частью межсирийских переговоров. Практика показывает, что стороны способны договариваться когда им не мешают.

По мере приближения даты запуска межсирийских контактов нарастает какая-то непотребная шумиха. Всё более настойчиво задействуется неоднократно применявшаяся ранее нечистоплотная тактика политизации гуманитарных вопросов и разогрева этой темы на международных площадках. Используются двойные стандарты.

За этим явно стоят те силы, которым пришлись не по вкусу Венские договорённости и которые никак не могут расстаться с пагубными планами по военно-силовому разрешению конфликта в САР. Мы не забыли, какое сопротивление пришлось преодолеть, чтобы затвердить документы Вены в резолюции СБ 2254.

Да и те государства, которые сыграли позитивную роль в выработке Венских решений и резолюции СБ 2254, могли бы быть более последовательными и целеустремленными в деле их реализации.

Нельзя уводить внимание от решения фундаментальных вопросов продвижения сирийского урегулирования. Речь сейчас идёт в первую очередь о составлении репрезентативного списка сирийской оппозиционной делегации, а также консолидированного списка террористических организаций, орудующих на территории Сирии.

Есть ещё один не менее важный вопрос, который заключается в безальтернативности налаживания широкого межгосударственного сотрудничества, в том числе по линии военных присутствий в Сирии, для повышения эффективности борьбы с ИГИЛ. Наши предложения на этот счёт остаются в силе.