Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в ЦАР

Господин Председатель,

Благодарим спецпредставителя П.Онангу-Аньянгу за его брифинг. Признательны помощнику Генсекретаря Э.Гилмору и председателю Общины святого Эгидия М.Импальяццо.

Разделяем озабоченность сохраняющейся нестабильной ситуацией в ЦАР, особенно в сфере безопасности. Как мы видим, в стране не прекращаются межобщинные распри. Повсеместное распространение получили преступность и бандитизм. Имеют место кровопролитные столкновения на межрелигиозной и межэтнической почве. Продолжаются интенсивные стычки между вооруженными группировками за территорию, ключевые торговые артерии и ресурсы. Ситуация осложняется тем, что органы госуправления и безопасности во многих частях страны парализованы либо отсутствуют вовсе.

По-прежнему только Банги остается единственным уголком спокойствия в стране. Активные боестолкновения НВФ в центральных и восточных регионах страны, нападения мятежников на мирных жителей, гуманитарных агентов и миротворцев не только подрывают ситуацию в области безопасности, но и отдаляют национальное примирение.

Очевидно, что в условиях такой непростой военно-политической обстановки в ЦАР стабилизирующую роль миротворческой миссии ООН невозможно переоценить. «Голубые каски» с риском для собственной жизни пытаются потушить полыхающую страну. Мы воздаем должное их героизму и нацеленности на помощь жителям ЦАР в достижении мира.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в противостоянии вызовам, с которыми сталкивается страна, администрация президента Ф.А.Туадера пока не может полагаться на поддержку собственных вооруженных сил, которые, по сути, существуют лишь на бумаге. К концу 2017 года закончится подготовка двух батальонов численностью до полутора тысяч солдат.

Понадобятся годы для появления в стране надежных вооруженных сил, оправдывающих свое предназначение. Международное сообщество должно обратить внимание на необходимость укрепления потенциала центральноафриканской армии для решения долгосрочных задач по стабилизации обстановки в сфере безопасности.

Кроме того, хотели бы указать на необходимость соблюдения баланса в деле продвижения «политики должной осмотрительности в области прав человека» при взаимодействии с сектором безопасности ЦАР. МООНСЦАР призвана помочь стабилизировать страну, а без срочного проведения реформ «голубые каски» еще долго не смогут передать центральноафриканцам ответственность за обеспечение собственной безопасности. Миротворцы в ЦАР – не навсегда. Об этом нельзя забывать.

Господин Председатель,

Обеспокоены дальнейшей деградацией социально-экономической и гуманитарной ситуации в стране, сохраняющимся острым дефицитом финансирования гуманитарных потребностей. Сегодня страна сталкивается с еще одной проблемой в гуманитарной сфере: НВФ продолжают практику нападения на гуманитарщиков. В прошлом году 31% от общего числа подобных атак по всему миру пришелся именно на ЦАР. Призываем все стороны конфликта обеспечить беспрепятственный гумдоступ. Власти в свою очередь должны создать условия для безопасного добровольного возвращения беженцев и ВПЛ к местам прежнего проживания.

Господин Председатель,

Центральноафриканским властям предстоит комплексная работа по налаживанию деятельности органов правосудия. В этих условиях необходимо сделать акцент на восстановлении национального потенциала. Осуществление миротворцами «временных чрезвычайных мер» и затянувшееся создание Специального уголовного суда – не панацея от проблем страны в деле борьбы с безнаказанностью. Прошло почти два года, а этот институт так и не функционирует. Наметились серьезные проблемы с финансированием его деятельности. К тому же, мировой опыт показывает, что разного рода суды с международным участием демонстрируют в целом невысокую эффективность при серьезной затратности.

Еще хотели бы обратить внимание на то, что одно из требований вооруженных группировок о предоставлении всеобщей амнистии встречается в штыки не только правительством, что тормозит нацдиалог, но и многими международными игроками.

В этой связи призываем Банги не торопиться с окончательным решением. Ведь амнистия не подразумевает безнаказанность, а обещание ее предоставления не девальвирует достижения форума Банги 2015 г. Чтобы продвигать процесс примирения и залечивания ран, необходимо добиться заинтересованного участия всех сторон. Иначе мы рискуем законсервировать конфликт на долгие годы.

Господин Председатель,

Страна нуждается в глубоких реформах и модернизации всех сторон жизни. Необходимо придать дополнительный импульс процессу разоружения, демобилизации, реинтеграции и репатриации. Сделать это можно только при международном содействии и, главное, региональном и субрегиональном посредничестве. В этой связи отмечаем посреднические усилия Афросоюза и Экономического сообщества государств Центральной Африки. Однако очевидно, что потенциал для усиления региональной поддержки нацдиалога в ЦАР используется далеко не полностью. Как мы видим на примере успешного сопровождения конфликтов в Африке, именно региональное посредничество играет во многом определяющую роль в деле стимулирования сторон конфликта к прямому диалогу.