Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Ливии

Г-жа Председатель,

Признательны за брифинг г-ну М.Коблеру и г-ну У.Скогу.

С сожалением констатируем, что, несмотря на предпринимаемые международным сообществом усилия по урегулированию внутриполитического кризиса в Ливии, ситуация к лучшему не меняется. Нас беспокоит, что раздробленность этой страны и её системы государственного управления мешают решению многочисленных проблем в области безопасности и социально-экономической сфере. Ливия мучительно восстанавливается после удара, нанесённого ей интервенцией 2011 года.

Продолжающееся противостояние между Триполи и Тобруком привело к фактическому параличу государственной системы управления. Один из последних тревожных сигналов общей нестабильности – боестолкновения в районе так называемого «нефтяного полумесяца», а в последние дни – на юге страны.

На фоне вакуума власти в некоторых районах сохраняется присутствие «Исламского государства» и «Аль-Каиды», не снижается активность связанных с ними местных экстремистских группировок. Проблема распространения терроризма особенно актуальна с учётом пористых границ и отсутствия централизованных правоохранительных органов. Обеспокоены тем, что в результате контртеррористических действий часть боевиков впоследствии разбегается по разным уголкам страны, что приводит к образованию «спящих ячеек».

Негативное влияние обстановки в Ливии ощущается и в Европе, столкнувшейся с наплывом нелегальных мигрантов, пытающихся перебраться на европейский континент через ливийскую территорию. В этом же ряду – обострившиеся проблемы трансграничной преступности, контрабанды оружия, наркоторговли. Видим конструктивную роль соседей Ливии в пресечении упомянутых угроз.

Отмечаем важность выполнения резолюции Совета Безопасности 2259, закрепляющей Ливийское политическое соглашение в качестве основы урегулирования конфликта. К сожалению, прогресса в реализации Схиратских договорённостей почти не просматривается. Не выполнены главные задачи переходного периода – не завершена работа над текстом конституции, не проведены всеобщие выборы, по итогам которых должны быть сформированы постоянные органы власти. Хорошо, что ливийские стороны заявляют о готовности к диалогу, однако потребуются дополнительные усилия для выхода на устойчивые понимания по параметрам национального примирения, в том числе по формированию общенациональных органов власти.

Руководящему совету в Триполи не удаётся серьёзно расширить базу своей поддержки и стать институтом власти, которому доверяли бы широкие слои населения во всей стране. Столицу контролируют многочисленные вооружённые группировки, и далеко не все из них лояльны Руководящему совету. Перспективы создания Президентской гвардии пока неясны. Более того, непонятно, как её формирование соотносится с ключевой задачей воссоздания единых силовых структур. Состав правительства национального согласия до сих пор не утверждён Палатой представителей, как того требует Схиратское соглашение.

Сонм взаимосвязанных проблем диктует острую необходимость энергичного международного сопровождения политического процесса в Ливии, которое позволило бы снизить вероятность дальнейшего развития негативного сценария. Не существует альтернативы продолжению под эгидой ООН терпеливой системной работы с представителями всех основных политических сил, регионов и племенных групп. Нужно помочь им преодолеть внутренние разногласия, найти взаимоприемлемые решения по остающимся спорным вопросам. Эту работу требуется активизировать, наполнить конкретными идеями. Нельзя никого оставлять на обочине, как это делают некоторые западные страны, вводящие односторонние санкции. При этом поэтапное возвращение в страну Миссии ООН по поддержке в Ливии должно строго соотноситься с обстановкой в области безопасности.

На ливийском направлении не должно быть места для нездоровой конкуренции, которая только осложнит перспективы урегулирования. Поэтому мы придаём большое значение консолидации международных усилий, включая их важные элементы на площадках Африканского союза, Лиги арабских государств и стран-соседей Ливии. Сильно помогла бы делу выработка общей позиции регионалами, ведь стабильная и безопасная Ливия отвечала бы их долгосрочным интересам. Рассчитываем на продолжение работы Римского формата с участием всех заинтересованных игроков. Было бы неправильным допустить его фрагментацию и угасание.

Одно из ключевых направлений – содействие объединению силовых структур. При этом была бы ошибкой маргинализация Ливийской национальной армии. Она могла бы составить основу будущих объединённых вооружённых сил.

Единая ливийская армия под центральным командованием могла бы стать надёжным получателем международной военной помощи. В условиях же нынешней неопределённости считаем преждевременной постановку вопроса о полном или частичном снятии оружейного эмбарго, введённого в отношении Ливии решениями Совета Безопасности.

Решать судьбу страны должны сами ливийцы. Попытки навязать им готовые решения контрпродуктивны. При этом в основе политического процесса в Ливии должен быть отказ всех вовлечённых сторон от силовых путей разрешения кризиса. Искать выход из тупика следует только совместными усилиями за столом переговоров.

Представляется ошибочной линия некоторых столиц на поддержку Триполи в противовес Тобруку. Нельзя настраивать одних ливийцев против других. Такая однобокая политика стала одной из причин торможения политического процесса. Хочется надеяться, что многочисленные иностранные военные присутствия на ливийской территории не будут способствовать дальнейшему дроблению страны и её институтов. Усилия европейских стран по борьбе с нелегальной миграцией через территорию Ливии и принимаемые меры на этом направлении не должны выходить за рамки заявленных целей.

Российская линия последовательна: руководствуясь приоритетной задачей сохранения суверенитета и территориальной целостности Ливии, мы работаем со всеми центрами силы, настраивая их на преодоление противоречий. В условиях ливийской специфики это единственно правильный подход.

В целом перед международным сообществом стоит непростая задача – не допустить дезинтеграции и развала этой страны. Мы заинтересованы в том, чтобы Ливия как можно скорее вышла из затянувшегося кризиса, вновь стала стабильным государством, опирающимся на крепкие государственные институты, дееспособную армию и силы правопорядка, восстановила статус важного игрока на ближневосточной арене. Прочное и долгосрочное урегулирование отвечает чаяниям и интересам не только самих ливийцев – оно окажет позитивный оздоровляющий эффект на обстановку в регионе Ближнего Востока и Северной Африки в целом. Это диктует необходимость налаживания скоординированных действий всех заинтересованных сторон. Мы открыты для такого взаимодействия.