Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на пленарном заседании мероприятия Генеральной Ассамблеи ООН высокого уровня «Построение устойчивого мира для всех: совместные усилия по реализации Повестки дня устойчивого развития до 2030 года и сохранению мира»

Г-н Председатель,

Количество и уровень участников сегодняшнего мероприятия красноречиво свидетельствуют о неподдельном интересе к комплексному подходу к решению стоящих перед ООН задач в области взаимосвязи Повестки дня устойчивого развития до 2030 года и устойчивого мира.

Г-н Председатель,

Трудно поспорить с тем фактом, что у каждого вопроса и ситуации, находящихся на повестке дня уставных органов ООН, свой неповторимый набор причин и обстоятельств, некоторые из которых тесно связаны друг с другом.

Из этого часто делается вывод о том, что решение одного вопроса непременно находится в прямой зависимости от решения другого. Однако, на наш взгляд, у подобной унификации есть свои «подводные камни».

Исходим из того, что комплексный подход обладает неоспоримыми преимуществами при анализе природы той или иной ситуации. В то же время при оказании международной поддержки государствам для преодоления сложных ситуаций важно, чтобы каждая структура и орган системы ООН четко понимали свою конкретную сферу ответственности. В противном случае «чехарда» в мандатах грозит привести к прямо противоположным от искомых результатам.

Именно поэтому важно четко понимать не только взаимосвязь между теми или иными вопросами, но и их различия, а также то, на ком лежит главная ответственность за их решение.

Г-н Председатель,

Если с пониманием Повестки дня ‑ 2030 и Целей устойчивого развития вопросов не возникает, поскольку они стали логичным шагом вперед в развитие идей заложенных в Целях развития тысячелетия, то с «сохранением мира» такой ясности нет.

Этот термин все чаще используется самостоятельно и преподносится чуть ли не как некая новая парадигма. Напомним, что он был сформулирован государствами-членами лишь в апреле прошлого года в резолюции о реформе миростроительной архитектуры ООН и подчеркивает необходимость осознания всеми участниками национальных процессов общей ответственности за мир, устранение первопричин конфликтов, восстановление и развитие своего государства, а также недопущение возможных кризисных ситуаций.

Однако у обоих обсуждаемых сегодня вопросов есть одно неоспоримое сходство — главная ответственность по их реализации лежит на самих государствах.

Международная поддержка, если она необходима, должна оказываться исключительно по просьбе или с согласия принимающего правительства, в соответствии с его приоритетами, без диктата и при безусловном соблюдении суверенитета государства.

Г-н Председатель,

В упомянутой миростроительной резолюции государства-члены подтвердили также и то, что «развитие, мир и безопасность и права человека связаны между собой и взаимно подкрепляют друг друга». Для нас это означает, что цели устойчивого развития должны быть ценностным ориентиром при оказании миростроительного содействия. Однако надо понимать, что само по себе развитие не способно гарантировать мир, равно как и мир не способен гарантировать развития.

Именно поэтому в документе использовано слово «подкрепляют», а не находятся в прямой зависимости друг от друга. Подобная неверная интерпретация весьма опасна. Приведу только один пример.

Природные ресурсы являются неотъемлемым элементом развития любого государства. В этой связи все страны заинтересованы в сохранении, эффективном использовании и восстановлении ресурсной базы.

Исходя из этого, Российская Федерация поддержала включение в Повестку-2030 Целей и задач по отдельным наиболее значимым видам природных ресурсов. Считаем, что оптимальной формой международного взаимодействия на этом направлении является предоставление странам соответствующей технической помощи в области сохранения, использования и восстановления природных ресурсов, в том числе путем подготовки квалифицированных кадров, оказания экспертной поддержки в разработке нормативно-правовой базы, привлечении инвестиций, а также обмена опытом и передовыми практиками.

Принципиально важно, чтобы инициатива исходила от самих государств, которые в соответствии с пунктом 18 Повестки-2030 обладают постоянным суверенитетом над своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью.

В этой связи настойчивое стремление напрямую увязать проблематику природных ресурсов с концепцией устойчивого мира, на наш взгляд, ‑ не что иное, как попытка подвергнуть эрозии принцип суверенитета над природными ресурсами и оправдать внешнее вмешательство в эту важную сферу государственного управления.

Не всегда угрозы миру и безопасности проистекают из ненадлежащего управления природными ресурсами. Однако сразу же после принятия Повестки-2030 начались вбросы в СБ ООН сюжетов по отдельным видам природных ресурсов. При этом авторов этих инициатив не останавливает то, что Совет Безопасности не обладает ни необходимым экспертным потенциалом, ни инструментарием для рассмотрения данных вопросов.

Вместе с тем самое опасное, на наш взгляд, заключается в том, что подобные действия подрывают доверие к сложившимся механизмам поиска решений на вопросы, связанные с природными ресурсами. В особенности это касается трансграничных ресурсов.

Г-н Председатель,

Как представляется, Повестка-2030 обладает серьезным потенциалом для существенного изменения жизни населения планеты. И было бы недальновидно пытаться избирательно подходить к ее целям и задачам. Тем более распространять Повестку-2030 на те вопросы, которые изначально ею не охватывались.

Необходимо предоставить возможность главным органам ООН, будь то Генеральная Ассамблея, СБ, ЭКОСОС или «вспомогательной» Комиссии ООН по миростроительству, заниматься своим делом, не пытаясь предвосхитить или навязать те или иные решения.

В заключение хотели бы подтвердить свою приверженность Целям и задачам Повестки-2030, а также готовность содействовать ее комплексному осуществлению, при необходимости принимая в расчет решения других профильных органов ООН.

Разумеемся, хочется надеяться нам и на то, что реализация этих задач всеми государствами облегчит работу Совета Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности.