Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на брифинге Совета Безопасности ООН по Южному Судану и санкциям Совета Безопасности ООН в отношении Южного Судана

 

Г-н Председатель,

Благодарны Спецпредставителю Генсекретаря ООН Э.Лой за ее брифинг и активную работу на этой должности. Желаем Вам всего самого наилучшего. 

Мы также приняли к сведению письмо от 9 ноября и последние доклады Пан Ги Муна по ситуации в Южном Судане и обзору деятельности Миссии ООН в этой стране, а также среднесрочный доклад южносуданской группы экспертов и Ваше выступление в качестве председателя Комитета 2206. 

Мы обратили внимание на рекомендации Генерального Секретаря по мандату Миссии, о приоритетности содействия в продвижении мирного процесса и нормализации обстановки в области безопасности. Это подразумевает предоставление миротворцами поддержки в наращивании потенциала южносуданских силовых структур. Такие предложения созвучны нашим подходам: путь к выправлению гуманитарной обстановки и ситуации с обеспечением прав человека в Южном Судане лежит через достижение прочного урегулирования на началах инклюзивности. 

Как шаг в сторону инклюзивного политпроцесса и национального примирения мы приветствуем объявленную Президентом С.Кииром амнистию сторонникам Р.Машара, которые принимали участие в июльских боевых столкновениях в Джубе и находящимся сейчас в ДР Конго. 

Разделяем мнение Генсекретаря о том, что укрепление миротворческой Миссии, включая развертывание Региональных сил защиты, – не панацея от всех бед этой страны. 

Что касается реализации резолюции 2304 и совместного коммюнике правительства и СБ ООН от 4 сентября, здесь налицо определенный прогресс. Он свидетельствует о конструктивном характере ведущихся сейчас переговоров с Джубой. В частности, южносуданцы согласились принять у себя контингенты из Кении, Эфиопии и Руанды. И не их вина в том, что из-за известных поспешных и непродуманных действий Секретариата Найроби отказался направлять в Южный Судан новые контингенты и отзывает уже размещенные. Еще один позитивный момент – вчерашнее письмо с проектом соглашения между Джубой и Миссией, призванного обеспечить выполнение коммюнике от 4 сентября. 

Признательны г-ну Дьенгу за брифинг. Разделяем его озабоченности в связи с распространением в Южном Судане риторики и действий, направленных против отдельных этнических групп. Обращает на себя внимание тот факт, что зачастую они исходят от разного рода вооруженных и криминальных группировок, а также недисциплинированных элементов силовых структур. Поэтому мы бы воздержались бы от заключений о том, что речь якобы идет о какой-то целенаправленной политике. Тем более, что есть стороны, которые склонны спекулировать на эмоциональной реакции международного сообщества на действительно сложную и драматичную ситуацию в Южном Судане. 

В частности, некоторые коллеги ссылаются на эту ситуацию для обоснования своих призывов к расширению санкционного режима против этой страны, включая введение оружейного эмбарго СБ ООН. 

Наша позиция на сей счет не изменилась. Полагаем, что реализация таких рекомендаций вряд ли будет служить урегулированию конфликта. Более того, новые санкции будут еще более осложнять отношения принимающей стороны с миротворцами и международным сообществом.

Вообще, введение адресных санкций против южносуданских лидеров сейчас было бы верхом безответственности. Кому-то, наверное, очень хочется, чтобы президент С.Киир разделил судьбу Каддафи, против которого тоже вводились адресные санкции.

В письме Генсекретаря от 9 ноября мы не видели выводов о том, что правительство препятствует развертыванию в Южном Судане Региональных сил защиты. Наоборот, в этом деле есть позитивные подвижки. Поэтому, даже если следовать формальной логике резолюции 2304, которую, кстати, поддержали наши западные коллеги, вводить оружейное эмбарго СБ против Южного Судана рано.

По южносуданскому санкционному досье по-прежнему нет единства среди самих африканцев, в том числе стран-соседей РЮС. Это способно подорвать эффективность потенциальных рестрикций. Мы это видим на примере ряда африканских стран, в том числе Центральноафриканской Республики, где санкции, включая оружейное эмбарго, вообще не работают. 

Кстати, в коммюнике Совета мира и безопасности Афросоюза от 19 сентября и его заявлении по итогам поездки в конце октября в Джубу мы тоже не увидели призывов к новым санкциям. Обращаем на это внимание тех коллег, которые избирательно ссылаются лишь на удобные для них решения Афросоюза. 

Еще один момент. В отношении Южного Судана формально действует оружейное эмбарго Евросоюза. Но эксперты ООН подтверждают, что в европейских странах функционирует организованная сеть доставки оружия в Южный Судан. То есть европейское эмбарго не работает. Где гарантии, что будет работать оружейное эмбарго ООН?

Кстати, нас удивляют «двойные стандарты» некоторых коллег, которые активно призывают к введению оружейного эмбарго против Южного Судана, в то время как их собственные граждане и компании замешаны в поставках оружия в эту страну. 

Благодарю Вас, г-н Председатель.