Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева по мотивам голосования по резолюции Совета Безопасности ООН по санкциям в отношении Южного Судана

Г-н Председатель,

Российская сторона, как и целый ряд других делегаций, воздержалась при голосовании по проекту резолюции СБ ООН о расширении санкционного режима против Южного Судана. Причина – глубокие озабоченности по содержанию данного документа и ходу работы над ним.

Считаем ненормальной ситуацию, когда серьезная работа по урегулированию в Южном Судане подменяется бездумным применением «санкционного кнута».

Это составная часть практики «геополитической инженерии», которую страны Запада задействуют в отношении Южного Судана – и не только этой страны. Ранее она применялась и в отношении единого Судана в целях его расчленения  на два государства.

У нас вопрос к делегации США: как вы сами расцениваете итоги деятельности вашей страны на суданском направлении? Столь неудачно сработав в Южном Судане, Соединенные Штаты пытаются теперь использовать в своих целях СБ ООН, в том числе через неразумное расширение санкций. Мы не желаем разделять ответственность за катастрофические последствия подобной недальновидной политики.

Отторжение вызывает высокомерное и бесцеремонное поведение авторов проекта. Поставив его на голосование, они не только проигнорировали мнение целого ряда делегаций Совета. Авторы отмахнулись от решений региональных игроков о контрпродуктивности новых рестрикций СБ ООН для процесса урегулирования.

Их также не волнуют законные озабоченности стран, поставляющих миротворческие контингенты в Южный Судан, справедливо опасающихся негативных последствий новых санкций для отношений принимающей стороны с «голубыми касками».

Авторы упорно не хотят замечать прогресс в сотрудничестве Джубы с ООН. Президент С.Киир безоговорочно согласился принять Региональные силы защиты. Есть серьезные подвижки и в процессе урегулирования, включая успешную работу Переходного правительства национального единства, его практические шаги по запуску инклюзивного нацдиалога и амнистию сторонникам Р.Машара. На все это авторы резолюции закрывают глаза.

Хотели бы также отметить непоследовательность американской делегации в трактовании приоритетов ооновского миротворчества. На заседании СБ 20 ноября 2015 г. на тему «Будущее ОПМ ООН», на котором состоялось обсуждение доклада Генсекретаря ООН по итогам обзора ооновского миротворчества, представитель США заявил следующее: «Мы согласны с Генсекретарем в том, что политическое урегулирование, которое способствует построению миролюбивого и инклюзивного общества и содействует поощрению прав человека, имеет ключевое значение для предотвращения конфликтов и разрушения цикла насилия. Мы заинтересованы в том, чтобы в тех регионах, где мы развертываем миротворческие миссии, осуществлялась также деятельность по содействию политическому процессу».

Сомнительно, что подведение под санкции руководителей Южного Судана и лидера оппозиции способствовало бы построению более инклюзивного общества и налаживанию политпроцесса. Наоборот, такие меры привели бы к обострению противостояния между различными этническими группировками и эскалации напряженности.

Хотели бы также напомнить, что в недавно принятой резолюции 2327, продлившей мандат МООНЮС, авторы определили задачи Миссии по содействию политпроцессу в качестве последнего приоритета и не вняли предложениям некоторых делегаций передвинуть их хотя бы на второе место.

Подводя итог, хотелось бы выразить удовлетворение ответственной позицией целого ряда членов СБ ООН, не пропустивших сегодня деструктивную резолюцию по Южному Судану. Тем самым удалось предотвратить появление новых проблем в урегулировании и отношениях принимающей стороны с миротворческой миссией ООН и международным сообществом в целом.

Благодарю Вас.