Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по Южному Судану

Г-н Председатель,

Налицо прогресс в реализации южносуданского мирного соглашения 2015 года. Успешно работают Переходное правительство национального единства и парламент с участием представителей вооруженной оппозиции. Принимаются практические шаги по активизации механизмов обеспечения безопасности и выработке новой конституции. Президент С.Киир инициировал инклюзивный национальный диалог. Объявлена амнистия сторонникам Р.Машара, участвовавшим в июльских боях в Джубе.

Нас, конечно, беспокоят сообщения о боестолкновениях в различных частях страны. Но надо четко понимать их природу. Разделяем мнение ООН и ИГАД о том, что во многом эти инциденты вызваны проблемами в командовании и управлении, а также низкой дисциплиной в подразделениях правительственных войск и оппозиции. Еще один фактор – раскол антиправительственных сил на сторонников Т.Денга и Р.Машара. Есть группировки, которые вообще никому не подчиняются. На все это накладываются стихийные стычки на межэтнической или попросту криминальной почве.

На таком фоне у нас вызывают сомнения тиражируемые уже месяц слухи, будто правительство стягивает войска и мобилизует местные вооруженные элементы в регионе Экватория для масштабных наступательных операций, которые вот-вот начнутся с окончанием сезона дождей. Как Секретариат прокомментирует разъяснения Джубы о том, что речь идет об обычной ротации сил?

Мы бы также призвали коллег из Совета и Секретариата воздерживаться от спекуляций на тему «угрозы геноцида» в Южном Судане. Естественно, нас беспокоит распространение в Южном Судане враждебной риторики и действий против различных этнических групп. Но направлены они не против какой-то отдельной общины. Скорее речь идет о росте межэтнической напряженности в целом. Отметим также, что эти заявления и действия исходят, как правило, от разного рода вооруженных и криминальных группировок и недисциплинированных элементов силовых структур. Поэтому мы бы воздержались от заключений о том, что речь якобы идет о какой-то целенаправленной системной политике.

Среди позитивных подвижек последнего времени – безоговорочное согласие Джубы принять Региональные силы защиты. Этот шаг одновременно приветствовали Генсекретарь и саммит ИГАД в Аддис-Абебе.

Практические вопросы  развертывания этих сил обсуждаются представителями правительства и ООН в конструктивном ключе, о чем, в частности, свидетельствует утверждение Джубой ооновской заявки на выделение земельных участков под их размещение.

Впрочем, даже развертывание в полном составе четырехтысячных региональных сил вряд ли серьезно улучшит тяжелую военно-политическую и гуманитарную ситуацию в стране. Согласны с мнением Генсекретаря и ИГАД о том, что для этого требуется реализация сторонами в полном объеме мирных договоренностей при поддержке международных партнеров.

Наша позиция по новым санкциям СБ против Южного Судана хорошо известна. Ее разделяют многие члены Совета.

В коммюнике саммита ИГАД от 9 декабря также прямо сказано, что новые адресные санкции или оружейное эмбарго не послужат установлению прочного мира и стабильности в Южном Судане.

Кроме того, коммюнике саммита Совета мира и безопасности Афросоюза от 19 сентября не содержит  призывов к новым санкциям.

Одним словом, авторы санкционной резолюции по сути игнорируют позицию африканцев о контрпродуктивности новых рестрикций для процесса урегулирования. Коллеги претворяют в жизнь свои заявления о том, что они приемлют лишь те африканские документы, которые отвечают их собственным интересам и подходам.

Авторы санкционной резолюции игнорируют тот факт, что разногласия среди государств Африки наверняка подорвут эффективность таких рестрикций. Мы это видим на примере ряда африканских стран, в том числе Центральноафриканской Республики, где адресные санкции и оружейное эмбарго вообще не работают.

Южный Судан наводнен оружием. Это подтверждается тем, что у нескольких сот бежавших в ДР Конго сторонников Р.Машара «на руках» оказалось очень мало оружия. Значит, они его припрятали где-то на территории Южного Судана.

Спецпредставитель Генсекретаря Э.Лой также подтвердила наличие оружия как в лагерях для защиты гражданских лиц, так и в схронах в непосредственной близости от них.

Кстати, этим, возможно, мотивировано решение властей закрыть лагерь перемещенных лиц в Джубе.

В общем, для установления прочного мира в Южном Судане необходимы не оружейное эмбарго СБ ООН, а целенаправленные меры по разоружению населения, а также демобилизации и реинтеграции комбатантов.

Адресные санкции против министра информации и начальника генштаба правительственной армии могут иметь самые непредсказуемые последствия. Подозреваем, что кому-то очень хочется избавиться от президента С.Киира, поссорив его с весьма влиятельными фигурами из ближайшего окружения.

Вместо помощи в урегулировании конфликта ряд членов СБ пытается нарастить давление на Джубу, в том числе через санкции и Гибридный Суд. Такая недальновидная тактика делу не поможет.