Заявление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова по мотивам голосования при принятии резолюции Совета Безопасности ООН по КНДР
Уважаемый г-н Председатель,
Россия поддержала принятие новой санкционной резолюции Совета Безопасности в отношении КНДР. Только что принятая резолюция ясно требует от Пхеньяна остановить неподобающее поведение и выполнить требования международного сообщества. Ракетные пуски, тем более осуществляемые без предварительных уведомлений, – недопустимы. Они представляют угрозу не только транспортной безопасности в регионе, но и жизням людей.
При этом хотели бы обратить внимание на некоторые спорные моменты одобренного решения. Разумеется, Пхеньян нарушает введенные против него санкции. Но он не поставляет компоненты ОМУ в руки негосударственных субъектов. Нет прямой связи между выполнением резолюции Совета 1540 и действиями официального Пхеньяна. Практике ее упоминания в контексте санкций должен быть положен конец. Это контрпродуктивно, прежде всего для самой резолюции 1540.
Россия неоднократно заявляла, что резолюция 1540 – это прежде всего площадка для сотрудничества государств по предотвращению попадания ОМУ-материалов в руки негосударственных субъектов. Без сотрудничества невозможно достижение этой цели на глобальном уровне. Попытки втянуть резолюцию в механизмы принуждения работать не будут, тем более в национальных юрисдикциях.
Сторонники сохранения ссылки на данную резолюцию должны понимать, что тем самым подрывается присущий ей дух сотрудничества и взаимодействия. Кроме того, страны, которые и так настороженно относятся к этому нераспространенческому документу, получают дополнительный аргумент в пользу невыполнения его положений.
У нас имеются серьезные сомнения относительно упоминания в тексте неких других программ создания ОМУ. Присутствие данного пассажа требует убедительных доказательств. Совет Безопасности не имеет права на ошибку и должен оперировать реальными фактами, а не предположениями. Мы помним, что война против Ирака была инициирована под ложным предлогом наличия у Багдада ОМУ. На данном этапе нет свидетельств, что Пхеньян занимается разработкой химических и биологических военных программ. Если кто-то из партнеров имеет соответствующие убедительные доказательства о вине Пхеньяна на этот счет, готовы их изучить.
Имеющиеся же в нашем распоряжении в настоящий момент факты говорят следующее. КНДР является членом КБТО и претензий в рамках данного конвенционного механизма к ней не предъявлялось. Известно также, что Пхеньян, не являясь участником КЗХО, тем не менее сам активно призывал Малайзию привлечь экспертизу ОЗХО к расследованию известного убийства Ким Чен Нама, окончательные результаты которого до сих пор не обнародованы.
Г-н Председатель,
Хотели бы услышать разъяснения от американской стороны в отношении объявленного первого июня расширения американских санкций в отношении КНДР, под которые попали три российские компании и один гражданин нашей страны. Данный шаг вызывает недоумение и глубокое разочарование.
Мы неоднократно говорили, что механизм односторонних рестрикций является незаконным с точки зрения международного права. Практика показывает неэффективность таких мер, более того – деструктивность подхода, когда в качестве универсального способа решения мировых проблем вместо дипломатических инструментов используется санкционная «дубина». Это в полной мере относится к нынешнему решению Вашингтона, которое отнюдь не способствует урегулированию ситуации вокруг Корейского полуострова.
Вынуждены отметить, что после смены администрации в США санкции остаются по инерции константой американской политики. В том числе продолжаются попытки применить их к российским организациям и гражданам. Вместо того, чтобы начинать разгребать накопившиеся в двусторонних отношениях завалы, в Вашингтоне делают прямо противоположные недружественные шаги, которые лишь затрудняют нормализацию диалога и осложняют сотрудничество в международных делах.
Г-н Председатель,
Авантюры Пхеньяна не должны давать повода для наращивания военной активности в регионе и тем более реализации силовых планов. Конфронтационная логика чревата катастрофическими последствиями как для Корейского полуострова, так и для региона в целом. Для нас абсолютно очевидно, что выбор должен быть сделан в пользу максимального задействования дипломатического инструментария.
Заслуживают серьезного внимания китайские предложения относительно «двойного замораживания» ракетно-ядерных испытаний КНДР и американо-южнокорейских учений и «параллельного продвижения» к решению проблем полуострова.
Готовы содействовать международным, прежде всего ооновским, усилиям по политико-дипломатической разрядке обстановки на Корейском полуострове. Не можем не приветствовать намерение Генерального секретаря повышать профиль ООН в урегулировании напряженности вокруг КНДР. В поисках формулы нормализации обстановки нельзя забывать: санкции против Северной Кореи не должны вести к удушению 25 миллионов простых граждан, подавляющее большинство которых нуждается в срочной помощи. В этой связи убеждены: в сфере гумсодействия ООН призвана выполнить свой долг. Более того, «дегуманизация» решение действий в отношении КНДР, как и других кризисных ситуаций, недопустима, какими бы сложными они не были.
Причиной напряженности на полуострове являются не только ракетноядерные программы Пхеньяна, но и повышенная военная активность некоторых региональных и в особенности внерегиональных государств в Северо-Восточной Азии.
Дестабилизирующим фактором также является недавнее размещение на территории Республики Корея элементов американской противоракетной обороны THAAD. Мы не раз говорили, что такой шаг подрывает сложившийся военный баланс в регионе, ставя под вопрос безопасность сопредельных государств. Призываем еще раз как США, так и Республику Корею пересмотреть целесообразность такого шага и задуматься о его долгосрочных последствиях, а других регионалов – не поддаваться искушению подключиться к таким дестабилизирующим усилиям.
Г-н Председатель,
Сейчас как никогда важно искать политическое решение. Некоторые наши партнеры заявляют, что готовы возобновить контакты с Пхеньяном, но при определенных условиях.
Если разговаривать друг с другом языком ультиматумов, мы не сдвинемся с мертвой точки. Обстановка на Корейском полуострове, как и другие острейшие кризисы современности, требует скорейшего начала совместной коллективной работы. Россия к такой работе готова.
Благодарю Вас.