Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова по мотивам голосования при принятии резолюции Совета Безопасности ООН по КНДР

Уважаемый г-н Председатель,

Россия поддержала принятие новой санкционной резолюции Совета Безопасности в отношении КНДР. Только что принятая резолюция ясно требует от Пхеньяна остановить неподобающее поведение и выполнить требования международного сообщества. Ракетные пуски, тем более осуществляемые без предварительных уведомлений, – недопустимы. Они представляют угрозу не только транспортной безопасности в регионе, но и жизням людей.

При этом хотели бы обратить внимание на некоторые спорные моменты одобренного решения. Разумеется, Пхеньян нарушает введенные против него санкции. Но он не поставляет компоненты ОМУ в руки негосударственных субъектов. Нет прямой связи между выполнением резолюции Совета 1540 и действиями официального Пхеньяна. Практике ее упоминания в контексте санкций должен быть положен конец. Это контрпродуктивно, прежде всего для самой резолюции 1540.

Россия неоднократно заявляла, что резолюция 1540 – это прежде всего площадка для сотрудничества государств по предотвращению попадания ОМУ-материалов в руки негосударственных субъектов. Без сотрудничества невозможно достижение этой цели на глобальном уровне. Попытки втянуть резолюцию в механизмы принуждения работать не будут, тем более в национальных юрисдикциях.

Сторонники сохранения ссылки на данную резолюцию должны понимать, что тем самым подрывается присущий ей дух сотрудничества и взаимодействия. Кроме того, страны, которые и так настороженно относятся к этому нераспространенческому документу, получают дополнительный аргумент в пользу невыполнения его положений.

У нас имеются серьезные сомнения относительно упоминания в тексте неких других программ создания ОМУ. Присутствие данного пассажа требует убедительных доказательств. Совет Безопасности не имеет права на ошибку и должен оперировать реальными фактами, а не предположениями. Мы помним, что война против Ирака была инициирована под ложным предлогом наличия у Багдада ОМУ. На данном этапе нет свидетельств, что Пхеньян занимается разработкой химических и биологических военных программ. Если кто-то из партнеров имеет соответствующие убедительные доказательства о вине Пхеньяна на этот счет, готовы их изучить.

Имеющиеся же в нашем распоряжении в настоящий момент факты говорят следующее. КНДР является членом КБТО и претензий в рамках данного конвенционного механизма к ней не предъявлялось. Известно также, что Пхеньян, не являясь участником КЗХО, тем не менее сам активно призывал Малайзию привлечь экспертизу ОЗХО к расследованию известного убийства Ким Чен Нама, окончательные результаты которого до сих пор не обнародованы.

Г-н Председатель,

Хотели бы услышать разъяснения от американской стороны в отношении объявленного первого июня расширения американских санкций в отношении КНДР, под которые попали три российские компании и один гражданин нашей страны. Данный шаг вызывает недоумение и глубокое разочарование.

Мы неоднократно говорили, что механизм односторонних рестрикций является незаконным с точки зрения международного права. Практика показывает неэффективность таких мер, более того – деструктивность подхода, когда в качестве универсального способа решения мировых проблем вместо дипломатических инструментов используется санкционная «дубина». Это в полной мере относится к нынешнему решению Вашингтона, которое отнюдь не способствует урегулированию ситуации вокруг Корейского полуострова.

Вынуждены отметить, что после смены администрации в США санкции остаются по инерции константой американской политики. В том числе продолжаются попытки применить их к российским организациям и гражданам. Вместо того, чтобы начинать разгребать накопившиеся в двусторонних отношениях завалы, в Вашингтоне делают прямо противоположные недружественные шаги, которые лишь затрудняют нормализацию диалога и осложняют сотрудничество в международных делах.

Г-н Председатель,

Авантюры Пхеньяна не должны давать повода для наращивания военной активности в регионе и тем более реализации силовых планов. Конфронтационная логика чревата катастрофическими последствиями как для Корейского полуострова, так и для региона в целом. Для нас абсолютно очевидно, что выбор должен быть сделан в пользу максимального задействования дипломатического инструментария.

Заслуживают серьезного внимания китайские предложения относительно «двойного замораживания» ракетно-ядерных испытаний КНДР и американо-южнокорейских учений и «параллельного продвижения» к решению проблем полуострова.

Готовы содействовать международным, прежде всего ооновским, усилиям по политико-дипломатической разрядке обстановки на Корейском полуострове. Не можем не приветствовать намерение Генерального секретаря повышать профиль ООН в урегулировании напряженности вокруг КНДР. В поисках формулы нормализации обстановки нельзя забывать: санкции против Северной Кореи не должны вести к удушению 25 миллионов простых граждан, подавляющее большинство которых нуждается в срочной помощи. В этой связи убеждены: в сфере гумсодействия ООН призвана выполнить свой долг. Более того, «дегуманизация» решение действий в отношении КНДР, как и других кризисных ситуаций, недопустима, какими бы сложными они не были.

Причиной напряженности на полуострове являются не только ракетно­ядерные программы Пхеньяна, но и повышенная военная активность некоторых региональных и в особенности внерегиональных государств в Северо-Восточной Азии.

Дестабилизирующим фактором также является недавнее размещение на территории Республики Корея элементов американской противоракетной обороны THAAD. Мы не раз говорили, что такой шаг подрывает сложившийся военный баланс в регионе, ставя под вопрос безопасность сопредельных государств. Призываем еще раз как США, так и Республику Корею пересмотреть целесообразность такого шага и задуматься о его долгосрочных последствиях, а других регионалов – не поддаваться искушению подключиться к таким дестабилизирующим усилиям.

Г-н Председатель,

Сейчас как никогда важно искать политическое решение. Некоторые наши партнеры заявляют, что готовы возобновить контакты с Пхеньяном, но при определенных условиях.

Если разговаривать друг с другом языком ультиматумов, мы не сдвинемся с мертвой точки. Обстановка на Корейском полуострове, как и другие острейшие кризисы современности, требует скорейшего начала совместной коллективной работы. Россия к такой работе готова.

Благодарю Вас.