Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Ответное слово Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине 16 апреля 2014 г.

Г-жа Председатель,

В первую очередь не могу не остановиться на некоторых утверждениях, прозвучавших только что в выступлении украинского коллеги. Анализировать все его выступление невозможно: непонятно, что он произносил от себя, а где говорил непонятно кем, когда и как написанные прокламации. В любом случае он несет, конечно, ответственность за сказанное, коль скоро эти вещи прозвучали. Мы в принципе не будем обсуждать в Совете Безопасности ситуацию в Крыму, по крайней мере под рубрикой «обстановка на Украине», но одно его утверждение является просто грубой провокацией. И я не могу не реагировать, что, якобы, татарское население Крыма считает, что будет третий акт геноцида против них и т.д. Это просто вранье и грубая провокация, потому что Конституцией, уже новой, принятой Крымом, закреплен крымско-татарский язык как третий (наряду с русским и украинским) государственный язык Крыма, чего раньше никогда не было. Представителям крымско-татарского населения зарезервированы высокие посты во всех министерствах и ведомствах Крыма, чего раньше не было. Теперь татарское население Крыма будет пользоваться тем, что его социально-экономические и прочие вопросы будет решать не только руководство России, которое этому уделяет необходимое внимание, но будет это делать с помощью Татарстана, одного из самых крупных, мощных и благополучных субъектов Российской Федерации. Договоренность между руководством России и руководством Татарстана, о том, что они будут работать сообща, уже имеется. Так что насчет крымско-татарского населения можете, уважаемые господа, не беспокоиться. На протяжении двух с половиной десятков лет (я имею в виду после объявления независимости Украины) крымско-татарское население занималось тем, что, как мы по-русски говорим, «мыкалось». Вот теперь это состояние будет прекращено, хотя, вероятно, на это потребуется определенное время.

Теперь тема, неподходящая для Совета Безопасности. Украинский коллега неправильно воспроизвел то, что мной было сказано в отношении русского языка на Украине. Я сказал: «русский язык последовательно вытесняется из оборота». И это действительно так: ваше новое руководство, Юрий Анатольевич, первым делом отключило русские версии сайтов всех министерств и ведомств. Я приведу одну цифру и один факт. По моим данным, в Киеве из 195 русских школ, которые были в 90-м году, осталось пять. А во все университеты украинские, чтобы поступить, надо пройти собеседование на украинском языке. Украинский язык, хоть и близок к русскому, но все же язык, требующий отдельного изучения, поэтому русским затруднительно на украинском языке пройти собеседование при поступлении в университеты. Но это большая тема, требующая отдельного разговора и обсуждения. Что же касается прав украинцев в России, украинцы в России не проживают компактно, в отличие от русских на Украине.

Теперь я хочу сказать несколько слов по поводу выступлений других коллег в Совете Безопасности. Наше обсуждение во многих отношениях начинает напоминать заезженную пластинку. Действительно, мы одиннадцатый раз уже обсуждаем эту тему в разных ракурсах, но некоторые вещи все же удивили из того, что было сказано сегодня моими коллегами. Например, британский коллега сказал, что Россия должна пояснить свои озабоченности. Мы делали многократные официальные заявления на самом высоком уровне, на уровне министра иностранных дел, где поясняли свои озабоченности. И наша делегация здесь в ООН многократно выступала и детально высказывала наше представление о том, как мы сообща, вместе с украинцами, вместе с теми членами международного сообщества, которые готовы пойти на это, предлагаем работать для того, чтобы помочь Украине выйти из кризиса. А все еще некоторые ждут, когда мы разъясним свои озабоченности. Может вы просто не слушаете? Или не хотите слышать? Но это уже другой вопрос. Теперь второй аспект этого дела. Хорошо, конечно, услышать и понять наши озабоченности, но главное - это понять озабоченности народа Украины. Главное, в данном случае, понять озабоченности народа юго-востока и юга Украины. А что было сделано новым киевским руководством для того, чтобы выслушать эти озабоченности? Поехал г-н Яценюк в Донбасс и даже не встретился ни с кем из протестующих. Он встретился со своими друзьями, олигархами и людьми, которых он же или киевское руководство назначило на разные посты. Правда, он сказал правильные вещи, которые потом же по сути были опровергнуты его коллегой г-ном Турчиновым. Турчинов на следующий же день заявил, что надо использовать военную силу против юго-восточных регионов.

Уважаемая коллега представитель Соединенных Штатов сказала правильные вещи: что нехорошо, когда оппозиция вооружается, что нехорошо, когда оппозиция захватывает административные здания. Но только досадно, что это понимание пришло слишком поздно к представителю Соединенных Штатов. Почему бы Вам не заявить об этом в январе, когда в Киеве происходили бесчинства, которые на несколько порядков превышали то, что наблюдается в городах восточной Украины? Почему бы то же самое не сказать представителям Соединенных Штатов здесь в ООН, или в Вашингтоне, или в многочисленных контактах с киевскими властями? Тогда бы и кризиса этого может быть и не было. Конечно, нехорошо когда гражданские люди берут оружие в руки. В Киеве, когда встал вопрос о разоружении нелегальных формирований, прозвучала такая цифра, что на Украине имеет нелегальное хождение три миллиона единиц оружия. Как же тогда людям, которые беспокоятся о своем благосостоянии, пытаются как-то защитить себя, не вооружаться? Наверное, их можно понять, хотя с точки зрения законности в обычных условиях, это, конечно, вызывает вопросы.

Французский коллега применил очень хороший термин – «виртуальная реальность». У меня тоже крутился этот термин в голове, когда я слушал выступления некоторых коллег. Люди пришли вооруженным путем к власти в Киеве, многие из них имеют такую репутацию, что вы бы сами им год назад руки не подали. Когда эти люди оказались в украинском парламенте, Европейский парламент принимает резолюцию в 2012г., что с ними нельзя создавать никаких коалиций. Они вам что-то обещают, из своих обещаний ничего не выполняют. Например, выполнили ли обещание разоружить кого-то в Киеве? Ничего не выполнено. Расследование тех бесчинств, которые произошли в февральские дни в Киеве и до этого на протяжении всего кризиса, разве было проведено? Появился генеральный прокурор, который тоже является известным представителем известной партии, и сказал, что во всем виноваты предыдущие власти. И они вам что-то обещают, и вы это принимаете сразу за истину. Что вы такие наивные что ли? Это, между прочим, не первый раз наблюдается за последние годы. Почему-то некоторые наши западные коллеги думают, что если происходит какой-то вооруженный переворот, то обязательно демократы придут к власти. Вот обязательно должен Томас Джефферсон возглавлять все это дело! Где вы видите людей, из тех, кто находится сейчас у власти в Киеве, у которых действительно была бы серьезная репутация политика, принадлежащего к демократическому образу мысли? Не найдете вы таких людей. Эти люди, псевдодемократы, сделали ли что-нибудь для того, чтобы что-то похожее на демократию в самом Киеве возникло? В Верховной Раде одни драки, сгоняют силой тех, кто выступает против них или что-то возражает. По-прежнему на Майдане военный лагерь, по-прежнему никто не разоружен из «Правого сектора» и т.д. И вот эти «демократы», не установив никакой демократии в Киеве, теперь пытаются установить «демократию и правопорядок», как некоторые коллеги сказали, путем посылки вооруженных сил на юго-восток Украины. Вот какая «виртуальная реальность».

Некоторые коллеги одобрительно упомянули выборы 25 мая. В чем я должен согласиться с украинским коллегой, не помню точное слово, которое он употребил, но смысл в том, что разрыв с «проклятым прошлым» должен быть радикальным. Но ведь сейчас украинский народ призывают купить «кота в мешке», то есть говорят: «ты иди, выбирай президента 25 мая». Но совершенно непонятно, какими полномочиями он (будущий президент) будет обладать. Каким государством будет руководить этот президент? Неясно, будут ли это большие полномочия или больше полномочий будет у премьер-министра? Совершенно логичный путь был намечен в соглашении от 21 февраля: сначала конституционная реформа, а потом уже президентские выборы. Нет, все это перевернули, и теперь продавливаются некие выборы, когда там избивают кандидатов. Это разве демократия? Это разве путь к действительному разрыву с прошлым и построению новой демократической Украины?

Теперь последнее. Мы тщательно готовимся к переговорам в Женеве, если они не будут сорваны какими-нибудь безрассудными действиями на юго-востоке Украины. Как будет представлена Украина на этих переговорах? Как она будет готова? Для нас это большой вопрос. Некоторые коллеги знают, мы подыскивали разные форматы возможности привлечения представителей регионов, раз власти сами не могут наладить диалог. Но мы услышали негативную реакцию на это наше предложение. Посмотрим, чем закончится женевская встреча. Конечно, нам бы хотелось, чтобы закончилась она тем, что Украина действительно встала на путь нормального развития, когда все регионы поняли бы, что их ждет завтра, все этнические группы, религиозные группы поняли бы точно, что их ждет завтра, и тогда уже смотрели бы вместе, как заниматься экономическими проблемами Украины. К этому диалогу мы тоже приглашаем наших партнеров. Об этом говорится, в частности, в известном письме Президента В.В.Путина, направленном главам ряда Европейских государств.

Благодарю Вас, г-жа Председатель!