Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева в ходе заседания Совета Безопасности ООН по ситуации в Западной Африке и Сахаро-Сахельском регионе

Г-н Председатель,

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря М.Чамбаса за субстантивный и всеобъемлющий доклад.

Согласны с оценками, что ситуация в столь разнообразном и обширном регионе, который входит в компетенцию Спецпредставителя, продолжает оставаться сложной. По-прежнему остро стоит террористическая угроза, ликвидация которой является одной из первостепенных задач региональной повестки дня. Без этого добиться устойчивой политической стабилизации и реализовать существенные подвижки в решении социально-экономических проблем не удастся.

Беспокоит, что в тесной связке с террористами работают различные криминальные группировки, пираты и контрабандисты, которые пользуются брешами в области национальной и трансграничной безопасности для своей незаконной деятельности, по сути, наживаясь на хаосе, нестабильности и страданиях мирного населения.

Все это добавляет дополнительную нагрузку на и без того тяжелую гуманитарную обстановку в Западной Африке и Сахеле. Сухие статистические данные, понятные специалистам, тесно знакомым с регионом, к сожалению, для многих обывателей не отражают трагичность масштабов региональной реальности. Потребуется долгое время и удвоенное международное содействие для выправления негативных тенденций.

Отмечаем соответствующие усилия Комиссии государств бассейна озера Чад и сформированных ими вместе с Бенином Многонациональных совместных сил быстрого реагирования. Приветствуем создание странами «Сахельской пятеркой» сил по противодействию террористическим группировкам, которое было одобрено Советом Безопасности в резолюции 2359. Выступаем за их скорейшее функциональное развертывание «на земле».

Подчеркиваем, что усилия по обеспечению безопасности и стабильности требуется выстраивать в рамках комплексного подхода, сочетающего меры военного, контртеррористического характера с укреплением государственных институтов, системным экономическим и социальным развитием, усилиями по распространению культуры уважения прав человека и верховенства права, а также обеспечению занятости молодежи.

Высоко оцениваем меры, предпринимаемые по линии Отделения ООН для Западной Африки и Сахеля, а также специализированных агентств ООН по оказанию разнопланового содействия странам в упомянутых частях Африканского континента. Важно, чтобы это, как и раньше, делалось в координации с региональными объединениями: Афросоюзом, Экономическим сообществом Западноафриканских государств (ЭКОВАС), Союзом реки Мано, Комиссией государств бассейна озера Чад, Сахельской «пятеркой» и другими.

Считаем важным повышать эффективность Комплексной стратегии ООН для Сахеля, возможности которой еще предстоит должным образом раскрыть. И в этом случае приоритетное значение имеет мнение стран, для которых она разработана. Важно, чтобы работающие в Западной Африке и Сахаро-Сахельском регионе ооновские агентства учитывали этот фактор в своей скоординированной работе по содействию региональным правительствам.

Главное, чтобы содействие извне не превратилось в навязывание рецептов, подготовленных по чуждым африканским государствам лекалам. Подтверждаем принципиальную позицию, что внешнее вмешательство недопустимо. Все мы помним, что корни обвальной деградации обстановки в регионе уходят в 2011 год, когда в результате внешнего вмешательства была проведена операция по смене режима в Ливии.

Благодарю Вас.