Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Ответное слово Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на востоке Украины

Господин Председатель,

Наше заседание близится к концу, и сейчас мне, возможно, на правах дуайена Совета Безопасности ООН хотелось бы поприветствовать нашу новую американскую коллегу Посла Никки Хейли. Возможно, у нас с Вами время от времени будут возникать разногласия по отдельным вопросам, но от Вашей работы во многом будет зависеть, сможет ли СБ ООН эффективно выполнять свои функции коллективного органа, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Поэтому я хочу пожелать Вам успехов.

Посол Хейли в своем выступлении затронула вопрос о Крыме. В этой связи нельзя не вспомнить о том, что в Конституции США прозвучали такие замечательные исторические слова: «Мы – народ». Народ Крыма вполне определенно выразил свою волю на референдуме – 93% проголосовало за воссоединение с Россией, от которой Крым был отторгнут несправедливо и незаконно. Кстати, это волеизъявление было впоследствии подтверждено различными опросами общественного мнения, произведенными соответствующими западными институтами.

Вновь о проблеме Крыма, причем, довольно агрессивно как всегда, говорил представитель Соединенного Королевства, вновь почему-то сказав, что кризис на Украине начался именно с Крыма. Не могу вновь не напомнить, что все началось с государственного переворота, во многом при поддержке извне. Что касается позиции представителя Соединенного Королевства, то хочу посоветовать: верните Мальвинские острова, верните Гибралтар, верните аннексированную вами часть Кипра, верните архипелаг Чагос в Индийском океане, который вы превратили в огромную военную базу. Тогда ваша совесть будет, может быть, чуть более чиста и вы сможете рассуждать на другие темы.

Нам иногда приходится заниматься полемикой, но мне представляется, что все же наша работа в СБ ООН как дипломатов состоит в том, чтобы принимать резолюции и следить за тем, чтобы эти резолюции четко осуществлялись. Через 10 дней мы будем отмечать вторую годовщину принятия Комплекса мер в Минске и соответствующих Минских договоренностей. 17 февраля будет вторая годовщина с момента принятия Советом Безопасности резолюции 2202, которая придала Минским договоренностям международно-правовой статус.

Время от времени слышно, что Россия не выполняет Минские договоренности, а Президент Украины говорит, что сначала надо выполнить военные положения Минских договоренностей, а потом будем выполнять политические. Нам с вами довольно просто убедиться в том, кто прав, кто виноват – достаточно взять документ Совета Безопасности, упомянутую мной резолюцию 2202, где комплекс мер фигурирует в качестве приложения. Там есть несколько очень простых положений, которые совершенно всем понятны.

Что касается соотношения военных и политических мер. Пункт 9 «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования при условии выполнения пункта 11 в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы». То есть начаться некие военные шаги должны только после того, как будут «осуществляться некие меры в политической области. Теперь, что это за условия – при условии выполнения пункта 11». Пункт 11: «проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию, а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании…». И далее в примечании совершенно четко следуют те восемь мер, которые необходимо принять для того, чтобы обеспечить особый статус юго-востоку Украины. Это чрезвычайно четкие положения. Не зря 17 часов сидели над этими положениями. Президент Франции внес очень активный субстантивный вклад, канцлер Германии и министр иностранных дел Германии предлагали целый ряд положений, которые были затем всеми согласованы.

Таким образом, здесь просто не может быть никакого спора. Да и по логике вещей, кто же может предположить и надеяться, что Донецк и Луганск пойдут на закрытие границы, т.е. позволят себя «закупорить». И что? Сдаться на милость киевским властям? А могут доверять киевским властям жители Донецка и Луганска? Президент Порошенко в свое время выступил по украинскому телевидению (по-моему. 1 июля 2014 года) и заявил, что в Киеве так любят жителей Донецка и Луганска, что в ходе объявленной антитеррористической операции не будут вести обстрел жилых районов тяжелой техникой. Говорит, наши доблестные войны будут другими методами добиваться возвращения этих территорий, а вот обстреливать тяжелым вооружением жилые районы не будут. С тех пор не было ни одного дня, Э.Апакан подтвердит, чтобы не велась пальба по жилым районам, причем пристреливались, стреляя по многоэтажкам один день, потом второй день – по пристреленным уже многоэтажкам тоже палили.

То, что посол Ельченко сегодня показал. Если это из Авдеевки фотография разрушенного дома, то это конечно ужасная картина. Но вы таких фотографий можете из Донецка сколько угодно и из других регионов Донецкой и Луганской областей принести. Почему вы этого не сделали?

Да, конечно, в результате боевых действий гибли украинские военнослужащие, в этом ничего хорошего нет. Но на стороне Донецка и Луганска гибель в основном происходила мирных жителей, женщин и детей в том числе. Почему об этом не говорится? Так что дорогие друзья, можно конечно еще над каким-то документом поработать, но если мы серьезные люди и представляем серьезные правительства, то вот эти все правительства, которые непосредственно участвовали в этом процессе… И мы знаем, кстати, уважаемая посол Н.Хейли, как уважают в Киеве американские власти. Так что американские власти могут здесь оказать очень серьезное влияние на развитие ситуации. Надо просто призвать к выполнению тех, достаточно простых положений, которые зафиксированы в Комплексе мер, которые ведут к восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины. А действия Киева как раз ведут к разрушению ее территориальной целостности. Посол Ельченко говорит: местные люди так не могут, такие разрушения делать и так далее. А местные украинцы с украинской стороны могут такие разрушения причинять Донецку и Луганску? Значит могут. Что же они не считают этих граждан Украины своими собратьями? Это было бы очень печально, но мы знаем, что некоторые горячие головы в Киеве именно так мыслят и рассуждают.

Хотелось бы все же апеллировать к здравомыслящей части украинского политического спектра. Но, повторяю, конечно же, без серьезного влияния со стороны внешних факторов – «нормандского формата» и других там ничего не получится. Потому что просто будут обманывать собственное население голословными утверждениями о том, что выполняются якобы Киевом Минские соглашения. А вы, говорят, метр за метром отвоевывает. Сколько должно погибнуть людей, чтобы они метр за метром прошли от Авдеевки до украинской границы? Сколько должно и солдат украинских погибнуть и мирных граждан? И это в условиях, когда существует политическая альтернатива, согласованная на высшем уровне, в том числе с участием президента Порошенко два года назад. Так что, к сожалению, то, что мы услышали сегодня от украинской делегации совершенно безответственно, но, надеюсь, что это наше откровенное обсуждение все же позволит тем, кто действительно хочет урегулирования кризиса на Украине, более объективно взглянуть на вещи и подтолкнуть Киев к тем шагам, без которых не будет установлен мир на Украине. А это было бы трагично, если бы та ситуация, с которой мы столкнулись в последние два-три года, затягивалась.

Благодарю Вас.