Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на неофициальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Г-жа и г-н председатели,

Россия приветствует созыв сегодняшнего заседания Генассамблеи, призванного обсудить все пять аспектов реформы Совета Безопасности ООН, как они определены в решении ГА 62/557. Разделяем мнение сопредседателей о том, что такого рода дискуссия позволит лучше определить как совпадающие взгляды государств-членов, так и вопросы, где остаются серьезные зазоры.

Не вызывает сомнений, что три заседания межправительственных переговоров, которые состоялись в рамках текущей сессии, привнесли новые важные элементы для понимания контуров будущей реформы. На наш взгляд, дискуссия получилась насыщенной и плодотворной. Не умаляя имеющиеся разногласия, которые в таком серьезном вопросе в общем-то предсказуемы, хотели бы отметить, что существующий переговорный формат показал свою востребованность и актуальность.

Состоявшееся обсуждение показало, что все больше государств мира, включая нашу страну, артикулировано выступают за более широкое представительство в СБ развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Прежде всего, должна быть исправлена историческая несправедливость в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствуют ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств. На этом фоне все больше вопросов вызывают призывы к расширению представленности в Совете западных стран, проводящих согласованную, а порой и единую внешнеполитическую линию, не отображающую во многих случаях подходы большинства членов международного сообщества.

Отмечаем наличие интереса к «промежуточной модели» реформирования Совета с новой категорией более длительного, чем два года, пребывания в нем. При этом мы не исключаем возможности его расширения и в категории постоянных членов. Однако такая схема предполагает наличие четкого понимания того, какие конкретно страны займут места в Совете на постоянной основе. При наличии целого ряда достойных кандидатов до такой ясности еще далеко.

Немало заслуживающих внимания рекомендаций было высказано в отношении улучшения рабочих методов Совета и в целом его работы. В частности, мы поддерживаемы призывы многих государств-членов прибегать к мирному решению споров на основе глав VI и VIII Устава ООН, избегать чрезмерного использования принудительных, в т.ч. и санкционных, мер воздействия по Главе VII Устава. Безусловно, есть определенные резервы и для совершенствования отношений между двумя главными органами ООН – Советом Безопасности и Генассамблей.

Вместе с тем для нас неприемлемы любые задумки, влекущие ущемление прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных и консенсусных решений.

Как представляется, текущая стадия переговоров пока не позволяет говорить о том, что мы приблизились к выработке универсальной формулы реформирования СБ, которая могла бы получить максимально широкую поддержку. Подходы по-прежнему существенно разнятся. В этих условиях рассчитываем, что усилия сопредседателей переговоров будут направлены на оказание максимального содействия переговорам при том понимании, что "собственность" в этом процессе остается за самими государствами-членами. Такая работа должна проводиться в спокойном, транспарентном и инклюзивном ключе.

Наша приверженность достижению результатов в рамках имеющегося формата дискуссий остается неизменной. Площадка межправительственных переговоров обладает одновременно уникальной и универсальной легитимностью для всего комплекса проблем реформы. Отход от нее может привести к распаду всей переговорной архитектуры, отбрасыванию процесса на многие годы назад. Этого допустить нельзя.

Мы всегда исходили из того, что реформенный процесс, носящий по сути судьбоносный характер для всего мира, с учетом его всеохватности, глубины и сложности требует кропотливой и терпеливой работы, где интересы максимального количества государств-членов должны быть учтены. Проигравших быть не должно. Иначе все благие намерения сделать Совет более представительным, более эффективным, более демократичным «пойдут прахом».

Г-жа и г-н председатели,

Отмечаем вашу положительную роль в оказании максимального содействия переговорам и соблюдение принципа «честного брокерства» в отношениях со всеми участниками процесса.

При этом напоминаем, что прогресс в реформировании СБ не может быть достигнут через представление переговорных документов или иных инициатив, которые не имеют универсальной поддержки. Предыдущие сессии ГА убедительно показали тщетность и опасность попыток выйти на решение вопроса без учета всей гаммы позиций.

Как видится, для дальнейшего продвижения на переговорном треке нужна старательная работа всех государств-членов над сближением подходов, проявление политической мудрости и готовность выйти на разумный компромисс. Следование этим принципам со временем даст тот самый, приемлемый для всех результат. 

Благодарю Вас.