Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.Р.Богуславского на неофициальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые сокоординаторы,

Признательны за созыв сегодняшнего неофициального заседания Генассамблеи ООН в рамках межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН, посвященного обсуждению двух тематических кластеров – «Отношения между Советом Безопасности и Генассамблеей» и «Численный состав расширенного Совета и его рабочие методы».

Россия поддерживает усилия, нацеленные на повышение авторитета и эффективности Генассамблеи, главного и самого представительного органа ООН. Такие шаги должны носить разумный и реалистичный характер, а также опираться на строгое соблюдение схемы распределения прерогатив между Генассамблеей и Советом. В деле поддержания международного мира и безопасности мы неизменно настаиваем на строгом выполнении положений Устава о главной ответственности СБ в этой сфере.

В то же время мы разделяем озабоченность многих делегаций тем, что СБ порой вторгается в прерогативы других органов ООН. Нашим коллегам по Совету хорошо известно, что мы критически относимся к инициативам внесения в его повестку тематических сюжетов, которые являются предметом рассмотрения других главных органов ООН. Считаем, что СБ должен фокусироваться на общих вопросах поддержания мира и безопасности и страновых сюжетах, по которым он может и должен принимать конкретные решения. При этом фиксируем, что многие записные критики «посягательств» Совета на полномочия Генассамблеи, попадая в СБ, сами начинают злоупотреблять организацией тематических заседаний по вопросам, выходящим за рамки его мандата. Одновременно мы отмечаем попытки привносить в Генассамблею вопросы, являющиеся исключительной прерогативой СБ.

В целом, баланс и разделение труда между Генассамблеей как главным политикоформирующим и нормотворческим органом, и Советом Безопасности как ключевым механизмом реагирования на конкретные вызовы международному миру и безопасности, должен соблюдаться.

Ключевым ориентиром реформы Совета остается придание ему более представительного характера – но не в ущерб эффективности. В этой связи трудно переоценить важность сохранения компактного состава СБ с тем, чтобы обеспечить его адекватное и быстрое реагирование на вызовы. Именно поэтому мы выступаем за то, чтобы количество членов обновленного Совета Безопасности не превысило разумный уровень, который мы определяем как «двадцать плюс». Предложения нарастить состав СБ до 25-26 членов или даже больше, которые выдвигает ряд делегаций, видятся чрезмерными.

В контексте вопроса о численном составе реформированного СБ хотели бы вновь подчеркнуть, что мы выступаем за придание Совету более сбалансированного характера, отражающего современную картину мира, что требует большего вовлечения в его работу развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Увеличение же численности в нем развитых государств, и так обильно представленных в Совете, да к тому же еще и ставящих перед собой задачу проводить общую внешнюю политику и говорить «одним голосом» – едва ли добавит в нашу структуру многообразия, которое мы все хотим там видеть. Поэтому мы принципиально выступаем за повышение в Совете профиля развивающихся стран, отстаивающих подходы, отражающие интересы и чаяния большей части населения Планеты.

Активно участвуем в усилиях по совершенствованию рабочих методов Совета. Отмечаем заметные подвижки на данном направлении. В частности, речь идет об эволюции в процедурах, регулирующих диалог с со странами, не входящими в Совет. СБ проводит больше открытых заседаний, регулярно устраивает дискуссии и неофициальные встречи его членов по «формуле Арриа». При этом здесь и далее необходимо выдерживать разумный баланс между транспарентностью и эффективностью. Ведь главное – это наращивание потенциала Совета в сфере выполнения возложенных на него Уставом прерогатив по поддержанию международного мира и безопасности.

Рабочие методы СБ необходимо совершенствовать. Делать это следует в прозрачном ключе с учетом мнений всех государств-членов. Однако ведущая роль в этом процессе должна оставаться за самим СБ. Это – его прерогатива и «собственность». Отдельно подчеркнем: при любых вариантах расширения Совета должен оставаться неприкосновенным нынешний статус и прерогативы постоянных членов, включая право вето. В этом контексте хотим  подчеркнуть, что изменения статус-кво в отношении прерогатив «пятерки» могут стать непреодолимым препятствием для прохождения соответствующих поправок к Уставу через национальные ратификационные процедуры.

Благодарю за внимание.