Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по проблематике защиты гражданских лиц

10 июня 2016 года


Г-н Министр,

Приветствуем Вас в председательском кресле Совета Безопасности ООН. Благодарим за брифинги Генерального секретаря ООН и Президента Международного Комитета Красного Креста. Соображения Президента Центральноафриканской республики имеют особую ценность для СБ в контексте рассмотрения проблематики защиты гражданских лиц (ЗГЛ) в условиях конфликта.

Тема защиты гражданских лиц чрезвычайно важна для Совета Безопасности ООН. В этому году мы уже в третий раз проводим ее генерическое обсуждение. Между тем, число проблем в этой сфере не уменьшается, а в последнее время внимание ООН, да и широкой общественности, привлекают новые тревожные явления.

Г-н Председатель,

Потребность в защите мирного населения является прямым и самым тяжелым следствием конфликтов.

Убеждены, что для исправления неблагоприятной ситуации с защитой гражданских лиц необходимы отказ от избирательных и односторонних подходов к нарушениям международного гуманитарного права, строгое соблюдение правозащитных стандартов и выполнение соответствующих решений Совета Безопасности ООН всеми сторонами вооруженных конфликтов.

Однако по-настоящему эффективно устранить угрозы гражданским лицам можно лишь достигнув политического урегулирования кризисов. Содействие этому – важнейшая функция СБ.

Г-н Председатель,

Основная ответственность за обеспечение безопасности населения лежит на сторонах вооруженного конфликта. Вместе с тем, в условиях острых кризисов принимающие государства не всегда способны в полной мере выполнить эту функцию. В этой связи большинство из санкционируемых СБ миротворческих миссий имеют мандат в сфере ЗГЛ – для содействия национальным усилиям. Это одна из ключевых задачОПМ.

Исходим из того, что действия миротворцев должны быть комплексными, предполагающими в том числе тесное сотрудничество между военным, полицейским и гражданским компонентами в координации с национальными властями, местными общинами и соответствующими гуманитарными организациями.

Г-н Председатель,

Говоря о защите гражданских лиц "голубыми касками", ООН нельзя не сделать ударение на основополагающих принципах миротворчества – согласии сторон, беспристрастности и неприменении силы, за исключением случаев самообороны и необходимости осуществления мандата, утвержденного Советом Безопасности.

Эти постулаты, к сожалению, в последнее время рассматриваются рядом стран чуть ли не как помеха для выполнения миссиями своих мандатов. Вместе с тем, с нашей точки зрения, именно они гарантируют ее эффективность.

В условиях современных, преимущественно внутренних конфликтов, гражданские лица находятся в особо уязвимом положении, ассоциируются со сторонами конфликта, в ряде случаев их сложно отделить от комбатантов. В этой связи особое значение приобретает налаживание контактов со сторонами и подчеркнутая беспристрастность миротворцев.

При этом и принимающие государства должны не только нести главную ответственность за защиту своего населения, но и оказывать все необходимое содействие миротворческим миссиям, развернутым на их территории. Безусловно, безопасность гражданских лиц должна быть приоритетом, но не менее приоритетной должна быть и безопасность миротворцев.    

Считаем принципиально важным, чтобы при разработке мандатов миротворческих миссий члены Совета отдавали себе отчет, насколько опасна увязка задачи по защите гражданского населения с проведением наступательных силовых и контртеррористических операций. Эти специфические задачи могут решать только специально подготовленные и обученные национальные силы безопасности. Приветствуем соответствующий вывод доклада Независимой группы экспертов по обзору миротворчества, поддержанный государствами-членами в Специальном комитете по операциям по поддержанию мира.

Г-н Председатель,

Миротворцы ООН, выполняя свои служебные обязанности, заслуженно пользуются уважением и доверием гражданского населения. Именно поэтому их действия и поведение во всех смыслах должны быть эталоном. Необходимо принимать все возможные меры для предотвращения и полного искоренения правонарушений, включая сексуальные преступления. Резолюция Совета 2272 по сексуальным злоупотреблениям и эксплуатации в миротворческих операциях четко говорит о том, что меры по профилактике и борьбе с этим явлением распространяются на все миссии, развернутые с разрешения СБ ООН.

Факты серьезных правонарушений и насилия, в том числе сексуального характера, военнослужащими иностранных присутствий вскрываются все чаще. Безусловно, направляющая сторона несет всю полноту ответственности за соразмерное наказание своих миротворцев. Причем, дисциплинарной ответственности явно недостаточно, когда речь идет об уголовных преступлениях.

Считаем также неприемлемыми любые попытки вывести из-под ответственности за совершение преступления сексуального характера национальные миротворческие контингенты, действующие по мандату Совета Безопасности. Если мы говорим о политике "нулевой терпимости" в этом вопросе, то стандарты по борьбе с этими противоправными деяниями также должны быть едиными для всех.

Г-н Председатель,

Еще одно замечание.

В своем выступлении представитель Украины попенял Совету Безопасности на то, что он якобы не откликнулся на инициативу о развертывании в его стране ооновской миротворческой операции. Хочу отметить для протокола: таких предложений в СБ попросту не поступало. Разумеется, Совет не должен реагировать на периодически звучащие публичные заявления украинских официальных лиц, носящие чисто пропагандистский характер и направленные на то, чтобы отвлечь внимание от невыполнения Киевом известных Минских договоренностей.

Прекратите ежедневные обстрелы гражданских объектов в Донбассе, в результате которых разрушается жизненно важная инфраструктура и гибнут гражданские лица. Примите, наконец, законы об особом статусе Донбасса и об амнистии, наладьте диалог с представителями Донецка и Луганска, как это предусмотрено Минскими договоренностями. Это будет лучшим миротворчеством.