Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по миротворческим операциям ООН

Господин Председатель,

Признательны заместителю Генсекретаря ООН Жан-Пьеру Лакруа за его оценки текущего состояния миротворческой деятельности ООН. Благодарим командующих военными компонентами миротворческих операций ООН на Голанах, в ДРК, ЦАР и Либерии за актуальную информацию о положении дел в их миссиях.

Характер и природа проблем, порождаемых современными кризисами, стремительно меняются. Операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) порой осуществляют свой мандат, сталкиваясь с террористическими нападениями на гражданское население и миротворцев, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков. Обстановка в странах развертывания и каждый театр действий имеют свои особенности.

Миссии ООН все чаще работают в условиях, когда минимум одна из сторон конфликта не представляет собой государство – вместо него выступают вооруженная оппозиция или же незаконные бандформирования. Бывают случаи, когда в регионе традиционного противостояния двух сторон появляется третья, не контролируемая никем сила, как это произошло, например, на Голанских высотах, где сейчас хозяйничают террористические группы и незаконные вооруженные формирования.

Динамика ситуации в ЦАР, также вызывает озабоченность. Продолжаются межобщинные распри, сохраняется высокий уровень насилия на религиозной и этнической почве, распространены преступность и бандитизм, а органы власти и безопасности во многих частях страны слабы либо отсутствуют вовсе.

В подобных условиях миротворцам необходимо действовать предельно осторожно. Как никогда важным становится соблюдение базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме случаев самообороны и выполнения мандата Совета Безопасности.  Неприемлемы разговоры об их гибкой интерпретации в зависимости от условий на земле.

Нельзя также допустить, чтобы миротворцы оказались напрямую втянуты в конфликты. А именно это произойдет если чрезмерно увлекаться "сильными" (robust) и тем более превентивными ответами на асимметричные угрозы. Это же относится и к наступательным и контртеррористическим операциям.

Недопустимо также использование концепции по защите мирного населения, в качестве предлога для применения миротворцами силы против принимающего государства. Это автоматически превращает «голубые каски» в сторону конфликта, гарантирует провокации против властей и сулит лишь новыми витками насилия.

В данном контексте следует крайне осторожно и взвешенно подходить к ситуации в ДР Конго, где правительству и оппозиции с трудом дается взаимодействие по вопросу выполнения заключенного в декабре 2016 г. политического соглашения. Вместо излишней политизации тематики «электорального насилия» и нарушений прав человека необходимо сосредоточиться на содействии конголезцам в реформировании сектора безопасности и повышению потенциала местных силовиков в целях противодействия бесчинствующим на востоке страны вооруженным группировкам и улучшения военно-политической ситуации в стране в целом.

Не стоит забывать, что правительства несут главную ответственность за обеспечение безопасности населения, в том числе от террористических атак, налаживание политпроцесса, обеспечение развития и устранение коренных причин конфликта. Международное содействие призвано оказывать поддержку местным и региональным усилиям, но не подменять их.

Г-н Председатель,

В отношении вновь поднимаемого сегодня вопроса повышения эффективности ОПМ при понижении финансовых затрат хотели бы отметить необходимость совершенствования подходов к планированию миссий, их своевременному переформатированию и подготовке стратегий выхода.

Вызывает недоумение, что включение в мандаты миссий генерических функций вроде гендерных вопросов, миростроительства и предотвращения эскалации конфликтов происходит одновременно с попытками урезать их обеспечение.

При этом давайте посмотрим на ситуацию в Либерии, где перед «голубыми касками» стоят   исключительно миростроительные задачи. Вот  где   действительно есть поле для существенного сокращения военного и полицейского компонентов. Тем не менее там зачем-то присутствует 700     вооруженных миротворцев и   5   военных вертолетов.

Г-н Председатель,

Ооновские "голубые каски" должны развертываться там, где они могут работать эффективно, оставаясь нейтральными.

Следует помнить, что суть миротворчества – безальтернативность политического урегулирования. Этот приоритет подтвердил и Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш.

Качественные, кропотливые политические и посреднические усилия должны стать приоритетом. История конфликтов в разных регионах мира доказала, что только так можно устранить первопричины противоречий, а не бесконечно купировать их последствия. В противном случае даже после временной передышки кризисы рискуют вернуться вновь.