Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по миротворческим операциям ООН
Господин Председатель,
Признательны заместителю Генсекретаря ООН Жан-Пьеру Лакруа за его оценки текущего состояния миротворческой деятельности ООН. Благодарим командующих военными компонентами миротворческих операций ООН на Голанах, в ДРК, ЦАР и Либерии за актуальную информацию о положении дел в их миссиях.
Характер и природа проблем, порождаемых современными кризисами, стремительно меняются. Операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) порой осуществляют свой мандат, сталкиваясь с террористическими нападениями на гражданское население и миротворцев, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков. Обстановка в странах развертывания и каждый театр действий имеют свои особенности.
Миссии ООН все чаще работают в условиях, когда минимум одна из сторон конфликта не представляет собой государство – вместо него выступают вооруженная оппозиция или же незаконные бандформирования. Бывают случаи, когда в регионе традиционного противостояния двух сторон появляется третья, не контролируемая никем сила, как это произошло, например, на Голанских высотах, где сейчас хозяйничают террористические группы и незаконные вооруженные формирования.
Динамика ситуации в ЦАР, также вызывает озабоченность. Продолжаются межобщинные распри, сохраняется высокий уровень насилия на религиозной и этнической почве, распространены преступность и бандитизм, а органы власти и безопасности во многих частях страны слабы либо отсутствуют вовсе.
В подобных условиях миротворцам необходимо действовать предельно осторожно. Как никогда важным становится соблюдение базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме случаев самообороны и выполнения мандата Совета Безопасности. Неприемлемы разговоры об их гибкой интерпретации в зависимости от условий на земле.
Нельзя также допустить, чтобы миротворцы оказались напрямую втянуты в конфликты. А именно это произойдет если чрезмерно увлекаться "сильными" (robust) и тем более превентивными ответами на асимметричные угрозы. Это же относится и к наступательным и контртеррористическим операциям.
Недопустимо также использование концепции по защите мирного населения, в качестве предлога для применения миротворцами силы против принимающего государства. Это автоматически превращает «голубые каски» в сторону конфликта, гарантирует провокации против властей и сулит лишь новыми витками насилия.
В данном контексте следует крайне осторожно и взвешенно подходить к ситуации в ДР Конго, где правительству и оппозиции с трудом дается взаимодействие по вопросу выполнения заключенного в декабре 2016 г. политического соглашения. Вместо излишней политизации тематики «электорального насилия» и нарушений прав человека необходимо сосредоточиться на содействии конголезцам в реформировании сектора безопасности и повышению потенциала местных силовиков в целях противодействия бесчинствующим на востоке страны вооруженным группировкам и улучшения военно-политической ситуации в стране в целом.
Не стоит забывать, что правительства несут главную ответственность за обеспечение безопасности населения, в том числе от террористических атак, налаживание политпроцесса, обеспечение развития и устранение коренных причин конфликта. Международное содействие призвано оказывать поддержку местным и региональным усилиям, но не подменять их.
Г-н Председатель,
В отношении вновь поднимаемого сегодня вопроса повышения эффективности ОПМ при понижении финансовых затрат хотели бы отметить необходимость совершенствования подходов к планированию миссий, их своевременному переформатированию и подготовке стратегий выхода.
Вызывает недоумение, что включение в мандаты миссий генерических функций вроде гендерных вопросов, миростроительства и предотвращения эскалации конфликтов происходит одновременно с попытками урезать их обеспечение.
При этом давайте посмотрим на ситуацию в Либерии, где перед «голубыми касками» стоят исключительно миростроительные задачи. Вот где действительно есть поле для существенного сокращения военного и полицейского компонентов. Тем не менее там зачем-то присутствует 700 вооруженных миротворцев и 5 военных вертолетов.
Г-н Председатель,
Ооновские "голубые каски" должны развертываться там, где они могут работать эффективно, оставаясь нейтральными.
Следует помнить, что суть миротворчества – безальтернативность политического урегулирования. Этот приоритет подтвердил и Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш.
Качественные, кропотливые политические и посреднические усилия должны стать приоритетом. История конфликтов в разных регионах мира доказала, что только так можно устранить первопричины противоречий, а не бесконечно купировать их последствия. В противном случае даже после временной передышки кризисы рискуют вернуться вновь.